Урок литературного чтения по теме "Учимся понимать стихи". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок литературного чтения в  1 классе по теме «Учимся понимать стихи»

Тема

Учимся понимать стихи.

Предметные результаты

1. Научатся использовать прием звукописи при работе над стихотворением и составлением рассказов;
2. Научатся правильно и выразительно читать детские стихи;

Тип урока

Решение учебной задачи

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют интерес к творчеству, поэзии и к учебному труду в целом.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу при восприятии и чтении поэтических произведений; планирование собственных действий при создании творческих работ; совершенствование действий самоконтроля и самооценки.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, задачи; участвовать в практической деятельности при решении учебных задач;   выделять существенные признаки, преобразовывать информацию из одной формы в другую при анализе стихотворений, делать выводы.
Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания при анализе стихотворений, представлять в творческих формах работы; работать в группе;

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этапы урока

Формы, методы, приемы
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Организация начала урока Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя. Организация рабочего места. Фронтальный; наблюдение
Актуализация знаний Фронтальная беседа.
– Почему люди, когда общаются, понимают друг друга?
– Всегда ли можно понять, о чем говорит другой человек?
– Послушайте стихотворение, расскажите, что вы поняли.
/Чтение учителем стихотворения на английском языке/
– Как вы думаете, чтобы понимать стихи, нужно знать только язык?
– Если я вам прочту детское стихотворение, вы его поймете?
Дети высказывают свои предположения.

Слушают стихотворение на английском языке, делают вывод.

Фронтальный,  устные ответы детей.
Целеполагание Работа над стихотворением. Коллективная беседа.
Чтение стихотворения  Э. Мошковской «Бульдог»
– Были ли в стихотворении слова лает, рычит, скулит или другие слова, передающие звуки?
– Когда бульдог вырывался от хозяйки, издавал он какие-нибудь звуки и какие?
Наблюдение.
\ Высказывания детей записываются на доске/
– В начале урока был вопрос, поймете ли вы детское стихотворение, которое я вам прочитаю.
Дети слушают стихотворение.
Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, называют, какие звуки издавал – скулил, лаял, рычал и т.д. Выходят к доске, объясняют свои предположения.
Учащиеся делятся на группы по различным мнениям, предположениям.
Фронтальный; устные ответы детей
Постановка учебной задачи (проблемы) Создание проблемной ситуации.
– Как вы считаете, вы правильно поняли стихотворение? – Почему тогда такие разные ответы о том, как вел себя бульдог?
– Тогда нам нужно учиться понимать стихи?
Определение темы, задач урока.
– Какая тема урока будет сегодня?
\на доске запись СТИХИ ?/
– Какие задачи вы поставите перед собой?
– Более того, у стихов есть секрет, который нужно понимать. Мы научимся понимать стихи, когда узнаем этот секрет. /на доске надпись СЕКРЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ/
– Какую еще задачу поставим?
– Все согласны с этой учебной задачей или у кого-то будет другая?
/Опрос  детей, чему будем учиться на уроке?/
Дети обращают внимание, на большое количество мнений и понимают, что недостаточно умеют понимать стихи

Формулируют тему
«Учимся понимать стихи»
Формулируют задачи: научимся понимать стихи.

Формулируют задачи: узнать секрет стихотворения

Фронтальный. Устные ответы.

 

Сформулирована тема и задачи урока

 

 

 

Устные ответы детей, принятие учебной задачи

Самоопределение к деятельности – Вы хотите открыть секрет стихотворения? Есть два пути:
1. Я вам скажу этот секрет, но вы не сможете тогда открывать секрет во всех стихотворениях. Это легкий путь.
2. Вы сами откроете секрет, а я вам помогу. И тогда вы сможете открывать другие секреты. Это трудный путь.
– По какому пути пойдем?
– Кто за сложный путь?
Учащиеся делают выбор. Фронтальный. Устные ответы.
Выбор трудного пути.
«Открытие» нового знания. Коллективная практическая работа. Игровая физминутка.
– Для открытия секрета я вам прочитаю стихотворение детской писательницы Риммы Муха  «Про осу».
– В первой строке стихотворения оса летает или нет?
– Вы подобрались к секрету. Сейчас мы все его откроем.
– Поставьте ладошки. Как только услышите в стихотворении жужжание, машите ладошками, как будто крылышками осы.
– Так летает оса в стихотворении или нет? Как мы это поняли?
– В чем заключается секрет этого стихотворения?
– Слов летала и жужжала в стихотворении нет, но поэт нам дает возможность это увидеть с помощью звуков. Это секрет называется ЗВУКОПИСЬ. /надпись на доске/
Отвечают на вопросы учителя

 

 

Выполняют упражнение на выявление звука[ж ]  в словах
Делают вывод

Устные ответы на вопросы

Индивидуальный, правильное выполнение практического задания а выявление звука в словах;.

Освоение нового знания. – Давайте вернемся к стихотворению «Бульдог» и все-таки решим, какие звуки издавал бульдог, когда вырывался.
– Послушайте отрывок, когда услышите звук [р ]   хором его произносите.
– Так что делал бульдог?
– Слова рычал не было, а этим звуком поэт показал, что собака рычит.
Работа на стихотворением.
В. Орлов «Ворона», «Воробей»
И. Токмакова «Лягушки»
Выполняют упражнения на выявление звука [р ]  в словах.

 

 

Объясняют прием звукописи в стихотворении.

Устные ответы на вопросы

Индивидуальный, правильное выполнение практического задания а выявление звука в словах;.

Применение знаний в практической деятельности. Творческая работа в группах.
Подобрать и записать слова, составить из них рассказ про грозовую тучку.
\На доске картинки солнца и тучек/
\Для некоторых учащихся, при затруднении, раздать слова/
– Оцените работу товарищей.
/Проверка работы/
Работают в группах. Подбирают слова или составляют рассказ с применением приема звукописи.

Смайликами оценивают работу товарищей.

Групповой. Творческие работы детей
Правильное выполнение задания.
Объективная оценка работы товарищей.
Подведение итогов урока. Контроль и самооценка. – Чему учились на уроке?
– Какой секрет открыли?
– Приготовьте смайлики, оцените себя, как вы научились понимать стихи?
Устные ответы детей, удержание учебной задачи.
Самооценка освоения нового знания.
 Устные ответы, удержание учебной задачи
Объективная самооценка
Рефлексия – Оцените свою работу на уроке.  
– Составьте солнышко, закончите фразу.
Оценивают свою деятельность на уроке. Заканчивают фразу: Мне понравилось….,Было интересно…, Я научился … и т.д. Составляют солнышко. Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. Самооценка.