Урок на тему "Отражение света. Закон отражения света". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Аннотация

Данная разработка урока позволяет изучить законы отражения света, научить учащихся решать качественные задачи, выяснить условия, при которых совершается отражение света, осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, отрабатывать умения строить предположение, подтверждать его опытом и  самостоятельно делать вывод; развивать речь учащихся, умения анализировать, развить исследовательские  умения; формировать умения выделять главное, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

Название УМК:  Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. –  13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок при изучении главы «Световые явления». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.

Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, презентация  (Приложение 1) “Отражение света. Закон отражения света” (программа MS Power Point),экран, плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, карандаш.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:  понимание сущности определения понятий «угол падения»,  «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.
Метапредметные результаты:  понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.
Личностные результаты:  понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.

Решаемые учебные задачи:

  • ввести понятия отраженный луч, преломленный луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей;
  • формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света;
  • рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред;
  • раскрыть значение отражения света в жизни.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация
1. Организационный момент: 1 мин
2. Актуализация знаний учащихся 7 мин
3. Подготовка к восприятию нового материала 7 мин
4. Изложение нового материала 16 мин
5.Закрепление изученного материала 11 мин
6. Итог урока. Рефлексия 2 мин
7. Домашнее задание к следующему уроку. 1 мин

ХОД УРОКА

Слайд 1.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

Слайд 2.

Запишите домашнее задание:  §63, вопросы к параграфу, упражнение 30 (1,2).

Слайд 3.

2. Актуализация знаний

 Учитель:  На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом физики и сегодня продолжим его изучать. Я предлагаю работать под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, – это деятельность» Бернард Шоу (ирландский драматург, писатель, романист).

Слайд 4.

На столе у каждого из вас имеются маршрутные листы (Приложение 2). Впишите туда ваши фамилии имена. На протяжении всего урока вы будите работать с ними.
Сейчас я прошу вас ответить на вопросы по материалу прошлого урока.

(Учитель задает вопросы учащимся по цепочке, если учащийся ответил на вопрос, то ставит себе в маршрутный лист 1 балл. На вопрос, оставшийся без ответа, могут ответить желающие, тем самым получить дополнительный балл).

Слайд 5.

Вопросы:

1. Что такое оптика? (Оптика – это раздел физики, изучающий световые явления)
2. Что такое свет? (Свет – это излучение, которое воспринимается глазом)
3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн)
4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)
5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)
6. Сформулируйте определение светового луча. (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)
7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно)
8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света? (образованием теней и полутеней)
9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника)
10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? (По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)

Учитель:  Ребята, я провела подборку отрывков из стихотворений, в которых упоминаются источники света, а вы распределите их по видам в своих маршрутных листах.

1. Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я...

В старину был нужный источник света –

Горящая лучина.

2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.  (Б. Пастернак)

Горящая свеча.

3. Как золотая птичка,
Дрожит огонь в впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)

Горящая спичка.

4. Солнце еще раз взглянуло
Исподлобья на поля
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля. (Ф. Тютчев)

Солнце – главный источник света.

5. Звезда, звезда, холодная звезда,
К холодным иглам ты все ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь. (В. Луговской)

Звезда.

6.  Лунный свет – простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет

Луна

Учитель: Ученики:
Слайд 6(1).
Все правильно.
А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света?
Нет. Она сама не светит!
Слайд 6(2).
Тогда почему мы её видим?
Она отражает свет, и он попадает нам в глаза.
Правильно.
Почему мы видим окружающие нас тела?
Тела и предметы возможно увидеть благодаря тому, что от них отражаются лучи света, которые воспринимает наш глаз.
Слайд 7.
Как сделать световой луч, направленный на экран — видимым.
Брызнуть водой или запылить комнату (мукой).
Д.Э. Запыление луча лазера  мукой
Почему мы увидели луч? Потому что свет отразился от пылинок муки и мы его увидели
 Учитель:  Ученики:
А как отражаются эти лучи? Хаотически, как угодно или подчиняясь каким-то законам?
Слайд 8.
Каждый из вас развлекался, пуская солнечных зайчиков. Вот и сейчас я предлагаю вам это проделать. Но, вы все должны направить своих «зайчиков» в центр доски на окружность и у нас получится Луна. 
 
Слайд 9.
Д.Э. Солнечные «зайчики»
Зеркальце нужно повернуть таким образом, чтобы на него попадали солнечные или какие-нибудь другие яркие лучи. Так мы получим пучок света, который можно направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.  
Какой вывод можно сделать? Попадающие на зеркальце лучи отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.  
А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его законы? Не знаем.
Значит. Какой будет тема нашего занятия?
Слайд 10.
Отражение света. Закон отражения света
Все, верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок? Получить новые знания об отражении света (на слайде цель урока: познакомиться с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление)

3. Изучение нового материала

Слайд 11.

Историческая справка

В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокритпонял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет.
Слайд 12 (построение лучей на интерактивной доске).
Схематично изобразим поведение луча от источника света, когда он на своем пути встречает преграду. В нашем случае это будет зеркало. Рассмотрим ход лучей при отражении света от поверхности зеркала:

(Учитель по готовому рисунку 1 показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения. Учитель вместе с ученикми формулирует определения угла падения и угла отражения)

  1. Линия MN – поверхность раздела двух сред.
  2. На эту поверхность из точки S падает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.
  3. Луч OB – отраженный луч
  4. Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхности MN.
  5. Угол между падающим лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения ()
  6. Угол между отраженным лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения ()


М                                              N

Слайд 13.

Физминутка для глаз (слайды 14-17)

Слайд 18.

Предлагаю вам попробовать самим открыть законы отражения света. Работать будем в парах. У вас на столах лежат приборы и маршрутный лист с инструкцией по выполнению задания.

Практическая работа

Цель работы: изучить закон отражения света.
Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.

Изучение отражения света с помощью плоского зеркала

1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце. Направьте луч лазера на границу зеркало-бумага и получите отражённый луч.
2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О1О2. Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало. Также отметьте т. A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и отражённый лучи.
Сделайте вывод, о том в какой плоскости  располагаются падающий и отражённый лучи.

Вывод: (предполагаемый) Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости.

3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к линии О1О2 (то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из т. O.

4. Измерьте угол падения луча, обозначив его  (Угол падения – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также угол отражения луча,  (Угол отражения  – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом), используя транспортир. Занесите значения в таблицу (в строку опыт 1).

5. Измените положение лазера, чтобы угол падения луча стал иным. Выполните новые построения и измерения, дополните таблицу. Сделайте вывод о числовых значениях угла падения и угла отражения.

  Угол падения, Угол отражения, Примечание
1 опыт      
2 опыт      

Вывод: (предполагаемый) Угол падения равен углу отражения.

6. Сделайте обобщающий вывод по результатам всех опытов (формулируют закон отражения света, исходя из результатов эксперимента)

Слайд 19.

Учитель:  Давайте проверим наше предположение с помощью видеоопыта (просмотр видео фрагмента)

Слайд 20.

Запись закона отражения в тетрадь.

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Угол падения равен углу отражения.

.

Слайд 21.

Опыт.  Положите на парту плоское зеркало. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Почему не возникает такое же изображение на поверхности вашей парты?

Слайд 22.

Учитель:  При падении света на разные поверхности возможны два варианта.

Первый. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением.

Второй. Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным отражением или просто рассеянием света.

Зеркальное отражение возникает на очень гладких (полированных) поверхностях. Если же поверхность шероховата, то она обязательно будет рассеивать свет.

Слайд 23.

Какое отражение на слайде вы видите зеркальное или рассеянное? Почему?

Рефлексия: Сегодня на уроке я…(понял(а) все; понял(а), но не все; ничего не понял(а)).

Выбранное утверждение осветить солнечным «зайчиком» 

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 30 (3) построение лучей на интерактивной доске.