Урок изобразительного искусства по теме "Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • Закрепление и систематизация знаний о жанре пейзажа.
  • Ознакомление с законами воздушной и линейной перспективы.
  • Обучение работе над иллюстрацией.
  • Совершенствование графических и живописных навыков учащихся.

Зрительный ряд: электронная презентация “Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства”.

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.

Оборудование для учащихся: карандаш, резинка, гуашь, кисти.

План урока

№ п/п Этап урока Содержание время
1 Организационный Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу 1 минута
2 Повторение Систематизация знаний о жанре пейзажа 1 минута
3 Сообщение темы урока Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации 1 минута
4 Объяснение нового материала Демонстрация презентации (слайды №№ 2-9), объяснение учителя, запись нового материала в тетради 7 минут
5 Закрепление Демонстрация презентации (слайды №№ 10-16), опрос учащихся 5 минут
6 Объяснение хода практической работы Демонстрация презентации (слайды №№ 17-21), объяснение учителя, беседа 5 минут
7 Самостоятельная работа Работа учащихся над рисунками 20 минут
8 Подведение итогов Экспресс-выставка рисунков, рефлексия 4 минуты
9 Организационный Уборка рабочего места 1 минута

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

2. Повторение изученного материала

Слайд №1.

Учитель:

- Рассмотрите картину? К какому жанру она относится?

Ученик:

- Это пейзамж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

3. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Тема нашего урока сегодня: “Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства”.

4. Объяснение нового материала

Учитель:

- Перед вами пейзаж кисти художника Смирнова-Русецкого. Картина называется “Валаам”. Валаам – это остров в Онежском озере, которое находится недалеко от Петербурга и поражает своей красотой. Посмотрите, какие просторы! Какие дали! Как художнику удалось передать на плоском холсте такую глубину пространства? Конечно, художник использовал в пейзаже линейную и воздушную перспективу.

- Запишите в тетради: Перспектива — это техника изображения пространственных объектов на плоскости.

- Чтобы изобразить пространство пейзажа, обычно выделяют несколько планов, обусловленных степенью отдаленности их от наблюдателя.

Слайды №2-3.

Учитель:

- Запишите!

Первый план:

1 - находится в нижней части картины;

2 - объекты на первом плане изображаются крупнее, чем на следующих планах;

3 - объекты первого плана имеют большую детализацию и цветовую насыщенность.

Слайды №№4-5.

Учитель:

- Запишите!

Второй план:

1 - объекты второго плана, располагаются выше, чем объекты первого плана;

2 - объекты второго плана имеют меньший размер, чем объекты первого плана и меньшую детализацию;

3 - объекты второго плана могут быть частично закрыты объектами первого плана.

Слайды №6-7.

Учитель:

- Пейзаж может иметь различное количество планов. На данном пейзаже можно увидеть и 3-й, и 4-й план.

Слайды №8-9.

5. Закрепление изученного.

Учитель:

- Определите количество планов на следующих пейзажах.

Слайды №10-16.

Учитель:

- Какой общей темой были объединены все пейзажи?

Ученик:

- На всех пейзажах изображена буря, непогода.

6. Объяснение хода практической работы

Слайд №17.

Учитель:

- Сегодня на уроке вам предстоит нарисовать пейзаж, иллюстрирующий стихотворение С. Есенина “Буря”. Послушайте песню, написанную на слова этого стихотворения.

Слайд №18.

- Теперь прочитайте стихотворение про себя (Приложение). Скажите, откуда наблюдал поэт за бурей?

Ученики:

- Из окна дома: “Плачет у окошка пасмурная буря, Понагнулись ветлы к мутному стеклу”.

Учитель:

- Перечислите, что видно из окна дома, что мы будем изображать на картине?

Ученики:

- Клёны, лес, дом, ветлы, тучи, река, ковыль.

Слайд №19.

Учитель:

- Какое время года изображено в стихотворении? Какими красками мы будем изображать пейзаж? Какие цвета перечислены в стихотворении?

Ученики:

- Золотистые ветки, зеленый лес, черные тучи.

Учитель:

Какого цвета высохший ковыль?

- Какого цвета пасмурная буря?

Учитель:

- Какие слова передают состояние бури?

Ученики:

- Дрогнули, закачались, зашумели, охнул, плачет, понагнулись, ревет…

Учитель:

- Как это состояние передать в графическом рисунке?

Ученики:

- Нарисовать деревья, которые наклонились от ветра, волны на реке.

Учитель:

- Давайте посмотрим, какими способами можно организовать пространство данного пейзажа.

Слайд №20.

Учитель:

- А теперь давайте посмотрим на следующий слайд и определим, какие из предложенных цветов будут составлять палитру нашего пейзажа.

Слайд №21.

Учитель:

- Итак, приступайте к работе. Сначала графически создайте пространство вашего пейзажа, а затем передайте состояние бури при помощи цвета.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Работа учащихся над пейзажами.

8. Подведение итогов.

Показ рисунков. Рефлексия.

9. Организационный момент

Уборка рабочего места.

Источники