Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" по теме "Подснежники". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: создать условия для развития творческих  и познавательных способностей учащихся; развивать умение учащихся рисовать цветы; развивать внимание, художественный вкус; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы; воспитывать  коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину.

Задачи:

  • Обучающие: научить рисовать подснежники; формировать  регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану;  контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения).
  • Развивающие: формировать  коммуникативные УУД (развитие умения сравнивать, сопоставлять; развитие творческих способностей, умение передать цветом характер цветка; развитие воображения и ассоциативной памяти, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли).
  • Воспитательные: формировать  личностные УУД (самопознание, самосовершенствование).

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийное оборудование, акварельные краски, альбомы,
кисточки.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи Включение в деловой ритм
Создание проблемной ситуации
Мы сейчас посмотрим сценку, и вы мне скажите, как мы можем помочь главной героине сценки?
(отрывок из сказки  «12 месяцев»)

– Чем мы можем помочь принцессе?

Подготовка класса к работе
Учащиеся ставят цели, формулируют тему занятия
Инсценирование отрывка из сказки «12 месяцев».

 

Найти подснежники! Нарисовать их! Тема занятия «Подснежники»

Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Активизация знаний Активизирование ранее полученных знаний. Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

– Ребята, давайте, вспомним, какие приметы весны вы знаете?
Слайд 2
Демонстрация репродукций Исаака Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Весна. Яблони цветут».

– Ребята, а какие стихотворения о весне вы знаете?

 

 

 

 

 

 

Слайд 3. Показывает цветок.
– Ой, ребята, смотрите, какой красивый подснежник расцвел.

 

 

 

– Ну, что же, вы теперь маленькие волшебники.
– Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию подснежника, давайте вспомним какой он?

– Что вы знаете о подснежниках?

 

 

– Попробуем разобраться, почему подснежник получил такое имя. Вслушайтесь – «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега – «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.
Слайд 4.
– Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок  подснежник? (Стебель, листья, бутон.) У подснежника только два узких листа возле короткого стебля. 

Составляют план достижения цели и определяют средства

– Ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются первые весенние цветы, травка появляется, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появляются проталины, весной часто идут дожди, мокрый снег, птицы прилетают с теплых стран.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака

Апрель!

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Девочка: Но он всего один, а мне нужно собрать целую корзину подснежников.
Апрель: И эта беда поправима. Я сейчас превращу всех ребят в маленьких волшебников, и они нарисуют для тебя много подснежников. Ведь ребята подснежники занесены в Красную книгу, их рвать нельзя. И постараемся сделать их так, чтобы нельзя было отличить от настоящих. 

– Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.

Сообщение ученика.
Подснежники в переводе означают  «Молочные цветы», расцветают после схода снега.  Масло цветка имеет целебные свойства. Имеют 100 разновидностей  и почти все они включены в «Красную книгу».
19 апреля во многих странах отмечают день подснежника

 

 

 

– Стебель, листья, бутон.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3. Самостоятельная пошаговая работа с самопроверкой по эталону Организация деятельности по применению новых знаний
Показ изображения подснежника.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,
И головкою кивают.

– Как расположить лист бумаги? С какой части цветка удобнее начать работу?
– Начинаем выполнять наброски рисунка простым карандашом.
Показ пошагового рисования подснежника. Слайды 5-7
Намечаем контуры цветка, без сильного нажима. Делается так для того, чтобы можно было без особых усилий избавиться от вспомогательных или ошибочных штрихов. Рисуем линию, которая несколько наклонена в одну сторону, рядом с ней вторую. Так получился стебель подснежника.
Сверху подрисовываем бутон и 2 лепесточка.
Не стоит забывать о двух листах у стебелька. Дорисуем внизу короткие прямые листья.

– Сравните свою работу с образцом, скорректируйте её.

Физминутка. (под музыку)

– Какими цветами будем раскашивать? Каким приемом будем пользоваться чтобы краски легли на лист бумаги лёгкими, светлыми.

– Начинаем проработку цветом. Прорисовываем фон, не затрагивая цветов. Для фона используем оттенки синего. Возле бутонов фон следует сделать более насыщенным.
– Прорисовываем стебли и листья оттенками зеленого. На некоторых листьях немного добавим тени (более темным оттенком зеленого).
– Для бутонов используем прозрачную смесь синего и черного цветов. Положим этим цветом только тени. Сам цветок должен остаться белым. Вот и готов наш цветок.

Самостоятельная пошаговая работа.
Осуществляют самопроверку сравнивая результат с эталоном

Выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–  Вертикально. Стебель.

 

 

Самостоятельная пошаговая работа.

 

 

 

 

 

 

– Нежными, легкими, светлыми.
– Смачиваем кисть водой, набираем неполную кисть краски. Это поможет создать эффект мягкого размытого фона.

Работа  акварелью.
Самостоятельная работа учащихся
(по музыку Игоря Крутого «Подснежники»)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
4. Рефлексия деятельности Организация рефлексии:
Выставка красоты (работы
Учащиеся прикрепляют на стенд)

Подведение итогов.
– Какие цветы мы сегодня рисовали? Вам понравилось занятие? Получилось ли у нас помочь девочке?

 

 

 

 

 

 

– Рисуя подснежники,  мы рисуем весну.
– Принцесса теперь может выполнить свое обещание и наградить ребят серебряными монетами.
– Спасибо за занятие!

Осуществляют самооценку собственной  деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

(Под музыку П.И. Чайковского «Апрель»)

Чтение стихотворения Елены Серовой  «Подснежник»

Выглянул подснежник
 В полутьме лесной –
 Маленький разведчик,
 Посланный весной;
 Пусть еще над лесом
 Властвуют снега,
 Пусть лежат под снегом
 Сонные луга;
 Пусть на спящей речке
 Неподвижен лед, –
 Раз пришел разведчик,
 И весна придет!

Принцесса награждает монетами ребят, которые нарисовали подснежники.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.