«Правописание Ь после шипящих на конце разных частей речи». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

- формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

- повторение написания мягкого знака в различных частях речи.

Задачи.

1. Образовательные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, формировать умение писать Ь на конце различных частей речи, в том числе наречий.

2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые способности обучающихся.

3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.

Оборудование: презентации, рабочий лист учащегося (Приложение 1), дидактический материал.

Методы и приемы обучения: исследовательский метод; частично – поисковый (эвристический); монологический и диалогический метод изложения материала.

Структура урока.

  1. Актуализация знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действия.
  3. Формирование умений и навыков.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Сценарий урока

1. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: “Вроде в ней и “ложь с намеком”, только служит всем “уроком”?” (Сказка.)

Действительно, А.С. Пушкин писал:

Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.

- Что хотел сказать А. С. Пушкин этими словами?

- Сказка - занимательный рассказ о вымышленных, часто фантастических событиях.

- Какие бывают сказки?

- Волшебные, бытовые, сказки о животных.

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают лингвистические.

Лингвистическая сказка - короткий занимательный рассказ сказочного характера, в котором главными героями становятся лингвистические понятия: звуки, буквы, морфемы, части речи, члены предложения и т.д. Героев характеризуют особые грамматические признаки, правила написания.

В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала обязательны, а иначе вы сочините неправильную сказку).

Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

- Какие основные элементы композиции сказки вы знаете?

Присказка, зачин, собственно сказочное действие, концовка

Композиция лингвистической сказки

1. Присказка: проблемный вопрос (лингвистическая задача).

2. Зачин (определяются герои лингвистической сказки, место действия, например, страна Частиречинск).

3. Собственно сказочное действие (ход событий).

4. Концовка, разрешающая проблему (или вопрос, на который еще только предстоит дать ответ).

Лингвистической сказке присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

Сказочные формулы:

- “Жили-были…”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” — сказочные зачины;

- “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается” — срединные формулы;

- “И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало”, “Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, — сказочная концовка, финал.

Сегодня мы с вами на уроке соберём материал для написания лингвистической сказки.

Догадайтесь, кто будет главным героем нашей лингвистической сказки:

Эта буква – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Презентация 1 (слайд №1).

- Где живёт буква Ь?

- В стране Русского языка.

- Что вы можете о нём рассказать? Как можно охарактеризовать главного героя нашей лингвистической сказки?

- Буква Мягкий Знак не обозначала никакого звука, не умела говорить и всегда молчала. Поэтому с ней никто не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо и очень одиноко.

- Что может стать сюжетом нашей сказки?

- Как Ь искал друзей.

- Давайте вспомним о правописании Ь после шипящих в разных частях речи. Кто стал друзьями Ь?

Мини-проекты, подготовленные группами учащихся

В рабочем листе учащиеся выполняют задания. После выполнения каждого задания учащиеся выставляют себе баллы.

I проект (1 группа) “Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных” (Презентация 2), кроссворд (Приложение 2). - 9 баллов

- С какими существительными подружился Ь?

- С существительными 3 склонения.

II проект (2 группа) “Правописание Ь после шипящих на конце имён прилагательных” (Презентация 3). - 13 баллов

- Смог ли подружиться Ь с именами прилагательными?

- Нет.

III проект (3 группа) “Правописание Ь после шипящих в глаголах” (Презентация 4). - 6 баллов

- Чем закончилась встреча с глаголами?

- Ь подружился с глаголами. Они стали его лучшими друзьями.

Физкультминутка

(если в слове пишется Ь, нужно хлопать, если не пишется, топать ногами)

В штанишках КЛЁШ
Шёл серый ЁЖ.
Навстречу МЫШЬ:
– Куда СПЕШИШЬ?
– Купил я МЯЧ,
Иду на МАТЧ.
Был день ХОРОШ.
Жевал ёж КОРЖ,
Потом пил морс
И сок берёз.
Вдруг дождь полил,
ЁЖ зонт открыл.
Как много ТУЧ!
Где солнца ЛУЧ?
А воздух СВЕЖ.
ПЛАЩ цвета БЕЖ
Накинул ЁЖ
И через РОЖЬ
Идёт вперёд,
Игра там ждёт.
Товарищ СЫЧ
На матч спешит.
А ёжик в ПЛАЧ:
– Сорвался МАТЧ,
Ведь скоро НОЧЬ.
Уйди, дождь, ПРОЧЬ!
Он так кричал,
Что дождь сбежал.
Смеётся ЁЖ:
– Как день ХОРОШ!

- Какое встретилось слово с шипящим на конце, о правописание которого вы ещё не знаете?

- Слово прочь.

- Какая это часть речи?

- Наречие.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель: На конце наречий пишется Ь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

- Значит, с какими ещё словами подружился Ь?

- С наречиями.

- Какой будет концовка в лингвистической сказке про Ь? Вывод.

Ь подружился с существительными третьего склонения, с глаголами и наречиями, кроме наречий УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

3. Формирование умений и навыков.

Задание №1. Выпишите слова с орфограммой “Правописание Ь после шипящих”. Какие слова являются друзьями Ь. Почему? (Приложение 1)

- Вот как надо поступать.
Чтобы правильно писать:
Открываеш… настеж… двери.
Прогоняеш… скуку проч….
Вскачь пускаеш…ся и вериш…,
Что напишешь все точ…-в-точ....
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Так в конце он засияет,
Что кому-то “пять” поставят. (О. Соболева)

Задание №2. Игра “Четвёртый лишний” (Приложение 1)

Проверка (Презентация №1 слайды 2-8) – щелкнуть на слайде по прямоугольнику с ответом, при правильном ответе прямоугольник со словом исчезает. - 5 баллов

- Из-за туч…, похож…, плащ…, проч....

- Дрож…, невтерпёж…, жеч…, наотмаш…

- Вскач…, мощ…, поёш…, с крыш....

- Доч…, пустош…, могуч…, отреж….

- Настеж…, замуж…, поплач…, прилеч….

Учащиеся подсчитывают общее количество баллов, полученных за урок, выставляют себе оценку за работу на уроке.

31-33 балла – “5”

30 баллов – “4”

20-24 баллов – “3”

4. Самостоятельная работа. (Приложение №1)

Если учащиеся правильно заполнят таблицу, при соединении букв линиями получится оценка “5”.

Проверка - Презентация №1 (слайд 9)

5. Подведение итогов урока:

  • О какой разновидности авторских сказок вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Для чего нам нужны лингвистические сказки?
  • Кто является героями таких сказок?

6. Домашнее задание – написать лингвистическую сказку про Ь. Для выполнения домашнего задания можно использовать памятку (Приложение 3). Домашнее задание - сочинение ученицы 6 класса (Приложение 4).

Список использованных источников

  1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
  2. Грамматика в стихах от Ирины Расуловой.- [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:http://trigelanija.webstolica.ru/grammatika-v-stihah-ot-iriny/
  3. Использование лингвистической сказки на уроках русского языка. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:https://urok.1sept.ru/articles/418449/
  4. Коммуникативное обучение в школьной практике. Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории школы №28 г. Тамбова Жаровой Е.Е. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp027/rabot/15/gl3.htm