Интегрированный урок-практикум (информатика + геометрия) по теме «Математическое моделирование. Построение прямоугольного треугольника»

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

обучающие:

  • формирование ИКТ-грамотности:
  • формирование умений адаптировать информацию к конкретным условиям (построение произвольного треугольника – построение прямоугольного треугольника);
  • формирование умений оценивать и интегрировать информацию (анализ и сравнение построений произвольного и прямоугольного треугольников);
  • формирование умений и навыков выполнять геометрические построения в САПР КОМПАС-3D;

развивающие:

  • формирование навыков деятельности, составляющих ИКТ-компетентность:
  • управление – выделение основных этапов построения треугольника,
  • интеграция – построение прямоугольного треугольника по разным его элементам,
  • оценка – сравнение построений произвольных и прямоугольных треугольников, обоснование возможности построений прямоугольного треугольника по двум его элементам,
  • создание – умение строить прямоугольные треугольники по двум известным элементам;
  • развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере;

воспитательные:

  • формирование познавательного интереса путем описания математических объектов автоматическими средствами представления данных;
  • выработка у учащихся способности использовать компьютер при решении задач из различных предметных областей (математика);
  • воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Тип урока:

  • по основной дидактической задаче – урок применения знаний и умений;
  • по способу проведения – урок-практикум;
  • по основным этапам – урок применения полученных правил на практике;
  • по форме проведения – интегрированный, исследовательский урок.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся смогут:

  • обосновывать возможность построения прямоугольного треугольника по двум заданным элементам и выполнять данное построение;
  • применять систему компьютерного черчения КОМПАС-3D для выполнения геометрических построений.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска;
  • на компьютере учителя – презентация “Построение прямоугольного треугольника”, которая используется при проведении урока (Приложение 1);
  • чертёжные принадлежности (линейка, циркуль) для каждой группы (для каждого ученика);
  • черновики (белые листы, по 2-3 на каждую группу);
  • листы с 4 вариантами заданий (Приложение 2);
  • для менее подготовленных учащихся - карточки с алгоритмом построения (кратким и подробным) (Приложение 3);
  • на компьютерах учеников – система компьютерного черчения КОМПАС-3D для выполнения геометрических построений.

План урока

Этап Время
1 Организационный момент. 3 мин.
2 Актуализация опорных знаний и умений. 10 мин.
3 Формулирование темы и задач урока. 3 мин.
4 Мотивация учебной деятельности. 4 мин.
5 Практическая работа. 40 мин.
6 Обсуждение результатов и подведение итогов урока. 30 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Урок посвящён математическому моделированию. Тему урока, объект наших исследований и инструменты, с помощью которых эти исследования будут производиться, я попрошу вас назвать самостоятельно после ответа на следующие вопросы.

2. Актуализация опорных знаний и умений. (Слайды 2-7)

Геометрия

  • Какая фигура изображена на рисунке? Треугольник.
  • Какие у него особенности. Один из углов прямой, равен 900.
  • Как называется такой треугольник? Прямоугольный.
  • Перечислите его элементы. Точки А, В, С – вершины треугольника, углы (А, В, С) и стороны (СА, СВ, АВ).
  • У прямоугольного треугольника есть и другие особенности. Как называется сторона, лежащая напротив прямого угла? Гипотенуза.
  • Как называются стороны, прилежащие к прямому углу? Катеты.
  • На предыдущих уроках при построении треугольников мы использовали три заданных элемента. Чем можно обосновать данные построения? Признаками равенства треугольников.
  • Какие чертёжные инструменты необходимы для выполнения геометрических построений? Линейка и циркуль.

Информатика

  • Какая программа позволяет выполнять геометрические построения при помощи аналогичных инструментов? Система компьютерного черчения КОМПАС-3D.
  • Какие построения необходимо выполнить, чтобы построить перпендикуляр к прямой в данной точке? Провести прямую, поставить на ней точку. Из данной точки провести окружность произвольного радиуса. Из точек, образовавшихся при пересечении окружности с прямой, провести две окружности одинакового радиуса, провести прямую через точки их пересечения.
  • Попробуйте сформулировать тему урока, объект наших исследований и инструмент, с помощью которого эти исследования будут производиться.

3. Тема и задачи урока. (Слайды 8-9)

Тема урока: “Математическое моделирование. Построение прямоугольного треугольника”.

Сегодня объектом наших исследований будет прямоугольный треугольник, а инструментами – линейка, циркуль, САПР КОМПАС-3D.

Задачи урока: найти и обосновать способы построения прямоугольного треугольника по некоторым его элементам; построить прямоугольный треугольник по предложенным элементам “вручную” с помощью циркуля и линейки и в САПР КОМПАС-3D.

4. Мотивация учебной деятельности. (Слайды 10-14)

В современных производственных условиях чертежи создаются средствами компьютерного черчения. При создании чертежей необходимо выполнять много разнообразных геометрических построений. Построение прямоугольных треугольников “вручную” позволяет составить алгоритм построения, который впоследствии реализуется на компьютере в САПР КОМПАС-3D.

Сегодня на уроке вам предложено самостоятельно (по мере возможности) выполнить построение прямоугольного треугольника по двум заданным элементам “вручную” и на компьютере, обосновать возможность данного построения.

Работать будем по группам. Каждой из четырёх групп даётся своё задание. После того, как все группы справятся с заданием, в ходе подведения итогов представители групп выступят перед классом с объяснением решения своей задачи, используя слайды презентации.

5. Практическая работа

Группы получают задание (Приложение 2), выполняют построения “вручную” при помощи циркуля и линейки, формулируя алгоритм построения. Затем выполняют данные построения на компьютере в САПР КОМПАС-3D.

В случае затруднения учащимся предлагается краткий или подробный алгоритм выполнения построений (в зависимости от степени подготовленности).

В случае, если какая-то из групп справится с заданием раньше других, ей может быть предложено задание другой группы.

6. Обсуждение результатов и подведение итогов урока. (Слайды 15-27)

Представители групп объясняют свои построения и обосновывают их.

Работа каждой группы оценивается.

Учащиеся формулируют, чему они научились в ходе урока.

Домашнее задание.

Геометрия

Учебник “Геометрия” (для 7–9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.) № 291 (б, г). Повторение §2.