Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Программа: “Перспективная начальная школа”.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.

познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

личностные: - самоопределяются “Я могу…”; “Я выполнил без ошибок…” определяют достижение цели.

Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Ход урока

I. Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Мотивация. Целеполагание

Слайд 1 <Приложение 1>

Интрига урока:

Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

- Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

- Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.

Групповая работа.

- Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.

Слайд 2

Задания

- Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.

Слайд 3. Проверка:

медведь     проснётся

сорока     летала

картина     висит

вода     кипит

Слайд 4. Тема

III. Изучение нового материала

1. Получение новых знаний

Слайд 5

- А теперь разделите слова-предметы на две группы.

- Что вы можете сказать об этих словах-предметах?

- На какие вопросы отвечают слова-предметы, которые вы назвали “живыми” и “неживыми”? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали “живыми”, отвечают на вопрос кто?, а “неживые” - что?)

Слайд 6

Справка Летучей мыши:

- “Живые” слова-предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а “неживые” - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?

Слайд 7

Орфографическая минутка:

- Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.

(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).

Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.

Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

- Закончите рисование замка в зависимости от правильности выполненной вами работы :

  • нет ошибок - дорисовывают открытую дужку замка,
  • 1 ош. – прикрытую дужку,
  • более 1 ош – закрытую.

- Поднимите руку, у кого замок получился открытым.

- Молодцы!

- Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.

(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)

Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:

Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

заяц – кто? прыгает – что делает?

медведь – кто? бродит – что делает?

дерево – что? выросло – что сделало?

комар – кто? летал – что делал?

Слайд 8

Фронтальная работа:

- Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?

(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.

Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто? Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает?)

- Проверим правильно ли догадались.

Слайд 9

Справка Летучей мыши:

Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

Работа в тетради:

- Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.

медведь     проснётся

сорока     летает

картина     висит

вода     кипит

- Составьте из данных слов 2 предложения:

1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

- Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

- Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.

- Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

Как обозначим?

2. Закрепление

- Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

- Прочитайте задание № 2.

- Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

- Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.

- Оцените выполненную самостоятельно работу. Нарисуйте дужку замка.

  • нет ошибок - дорисовывают открытую дужку замка,
  • 1 ош. – прикрытую дужку,
  • 2 ош. и более – закрытую.

- Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).

- Какое слово можно добавить? Это слово - предмет или слово-признак? Докажите.

- Составьте предложение.

- Запишем это предложение с комментированием.

- И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.

VI. Итог урока. Рефлексия

- А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Слайд 10.

- Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.

- Как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте замок (уже без дужки) на поле после работы:

  • мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый замок,
  • мне немного было не понятно, но я старался – желтый,
  • я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).

- Спасибо за работу.