Контроль понимания текста на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки


Контроль чтения я считаю одним из наиболее предпочитаемых видов контроля, выполняемых учащимися. В 5-6 классах типология используемых текстов должна быть сведена к разумному минимуму. В основном тексты должны быть подвергнуты значительной адаптации: они могут содержать элементы повествования, элементы описания и небольшие фрагменты рассуждения. К тому же, содержание, смысл текста должны соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Перед тем как выполнять данный вид работы, учащихся необходимо нацелить на выполнение конкретной задачи.

В данной статье я бы хотела обратить внимание на то, что задания к тексту могут быть проиллюстрированы различными картинками, фотографиями, рисунками для большей наглядности.

Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам по сей день не утратили своей актуальности. Являясь важным, неотъемлемым компонентом учебного процесса, контроль нацелен на объективное определение уровня овладения учащимися иноязычным материалом на каждом этапе становления речевых навыков и умений учащихся.

Кроме того, контроль имеет большое воспитательное значение для учащихся, являясь важным стимулом в их дальнейшей учебной деятельности.

Овладение чтением на иностранном языке является сложным процессом. Успешная реализация понимания при чтении возможна при наличии целого ряда факторов, обеспечивающих этот процесс: владение определенным языковым материалом, наличие определенных умений и навыков,непременным условием функционирования которых является участие категорий психологического порядка  (внимания, логического мышления). Читающему необходимо производить такие мыслительные операции, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, установление причинно-следственных отношений и т.д.

Для контроля понимания читаемого используются следующие приемы: ответить на вопросы, найти в тексте ответы на вопросы, разделить текст на смысловые части, составить план к прочитанному тексту, пересказать текст и т.д.

Среди приведенного перечня контролируемых заданий есть такие, которые возможно выполнить только при достаточно развитых умениях в устной речи. Отметим, что у учащихся эти умения не всегда находятся на должном уровне (особенно на начальном и среднем уровне обучения). Боязнь допустить ошибку при говорении приводит к тому, что ученик «привязан» к тексту и может только прочитать соответствующую фразу. Прием пересказа на иностранном языке тоже оказывается неэффективным: из-за трудностей правильно выразить свои мысли опускается около 30% информации, или же пересказ подменяется механическим заучиванием всего текста.

Очень важно как с психологической, так и с дидактической точек зрения, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения иностранного языка. Чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений различных видов коммуникативной деятельности,  не вызывали у них негативных ощущений. Мотивационной стороной учебной деятельности должен быть интерес. Отсутствие интереса неизбежно порождает желание «не вчитываться» в текст.

Особые требования должны предъявляться и к формулировке задания для контроля. Целевая установка оказывает значительное воздействие на запоминание. Читающий по-разному будет читать в зависимости от того, какую задачу поставит перед ним учитель. Задания ни в коем случае не должны носить официальный, императивный характер. Они должны носить игровой, занимательный, творческий характер, способствовать развитию гармоничной личности школьника.

В настоящее время одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языком считается тест. Тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся, требуя минимального применения продуктивных форм. Ведь для того, чтобы выбрать правильную альтернативу, они должны: во-первых, прочитать текст; во-вторых, прочитать и осмыслить альтернативы; в-третьих, соотнести каждую из них с содержанием текста; в-четвертых, осуществить свой выбор.

Для контроля понимания в процессе чтения наиболее распространены такие виды тестов, как:

  • тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов;
  • тесты на завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов;
  • тесты на восстановление логического порядка;
  • тесты на перекрестный выбор, установление соответствий.

Благодаря тестовому контролю  можно успешно управлять учебным процессом, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. Можно также внести элементы соревнования в тестовую методику для стимулирования и поддерживания интереса школьников.

На начальном этапе формирования коммуникативных умений читать целесообразно, использовать тесты с рисунками, при выполнении которых мы снимаем такие дополнительные трудности, как письмо.

Например, школьникам предлагаются следующие микротесты – загадки с рисунками:

  1. Cet animal a quatre pattes. Sa queue est longue. Ses oreilles sont petites. Il est de la la couleur grise, noire ou blanche. Il n’aime pas nager. Mais il adore le poisson.
  2. Cet animal est petit. Sa queue est petite et tres courte. Mais ses oreilles sont longues. Il court vite. Il change sa couleur: en ete il est gris, en hiver il est blanc.
  3. Cet animal est assez grand. Ses quatres pattes sont courtes. Il porte les cheveux longs. Il chasse tres bien. Il mange de la viande. Il habite en Afrique.

Учитель предлагает учащимся следующее задание: «Сейчас вы прочитаете загадки, в которых дается описание животных. После этого вы должны отгадать, какому животному, представленному на рисунках, соответствует текст каждой загадки. Под каждым рисунком поставьте соответствующий номер загадки».

Следует отметить, что изобразительную деятельность можно использовать на более раннем этапе формирования коммуникативных умений читать, с момента формирования технических навыков чтения. На этом этапе учащимся предлагаются следующие контролирующие задания:

Помогите Незнайке прочитать слова и подобрать к ним соответствующие рисунки:

Использование контролирующих заданий в игровой форме значительно активизирует интеллектуальную деятельность и психологически расслабляет обучающихся.
Таким образом, рассмотренные в настоящей статье виды контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения будут способствовать созданию положительного отношения к чтению иноязычных текстов, активизации речемыслительных процессов и установлению благоприятного психологического климата. Изобразительная деятельность может применяться не только на начальном, но и на последующих этапах обучения.

Подобные задания с рисунками  можно использовать в 6-7 классах в теме «Les copains». Прилагаю текст и задания к нему:

 

Используемая литература:

  1. Учебник «Французский язык для детей», В. Когут и Н. Шевякова
  2. Журнал «Иностранные языки в школе».