Цель:
- закрепить полученные ранее знания и представления о дорожных знаках,
- закреплять знания детей о правилах дорожного движения,
- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Постановка темы и целей занятия.
- Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете тему нашего занятия.
Игра “Доскажи словечко”
Начинается с порога
В самый дальний путь (дорога)В час – 110 километров, -
Это будет сколько миль?
Он летит быстрее ветра –
Легковой (автомобиль)Руль, педаль, колёса, шины –
Есть всё у любой (машину)По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем,
Всё, что нам они велят (знаки)
- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь?
- Какие цели поставим перед собой?
Научимся....
Познакомимся....
(видеоролик Песня о дорожных знаках)
2. Вступительная беседа
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их.
- Кто является участником дорожного движения? (пешеходы, водители, пассажиры)
- Кого можно назвать пешеходом? (Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.)
А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)
- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения? (Нет! Не только водители, но и пешеходы!)
- А кто такой пассажир? (Это люди, которые находятся в транспорте.)
Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.
3. Помощники дорожного движения. Дорожные знаки.
Мы продолжим изучать азбуку безопасного поведения на дороге.
Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни.
- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?
(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать
Правила движения.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Много знаков надо знать!
Надо знаки уважать!
- Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них.
Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.
- Ребята, а теперь отгадайте загадку, кто же главный помощник на дороге?
Он имеет по три глаза –
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? (светофор)
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор -
И заводит очень быстро,
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения.
(Я.Пишумов)
Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда -
И подскажут, и помогут -
Наши верные цвета... (красный, жёлтый, зелёный)
4. Работа в парах.
А сейчас вас ждет очень интересная работа. Каждому столу выдаётся лист с изображением светофора. Нужно раскрасить светофор правильными цветами.
5. Конкурс – игра “Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора”
(Учитель читает стихи, у каждого ребенка 3 цвета, ребята должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.)
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ –
Какой горит для пешеходов свет?
(Показывают красный сигнал.)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет – предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ –
Какой на светофоре свет?
(Показывают желтый.)
Желтый свет – предупреждение,
Жди сигнала для движения!
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ –
Какой горит при этом свет?
(Показывают зеленый.)
Зеленый свет открыл дорогу,
Проходить ребята могут!
6. Физминутка“Светофор”.
Красный свет - ученики тихо стоят.
Жёлтый свет - ученики хлопают в ладоши.
Зелёный свет – ученики топают ногами.
Кроме светофора очень много дорожных знаков. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них. А помогут нам с ними познакомиться герои мультфильма
“Азбука безопасности” серия 4 (Уроки тетушки Совы)
Домовенок Непослуха
7. Работа в группах.
Как называются эти знаки? (Проверка)
Дети читают стихи и показывают знак.
1.
Пешеходный переход -
Через дорогу нас ведет
Ты, водитель, пропусти
Пешеходов на пути. (Пешеходная дорожка)
2.
В дождь и в ясную погоду -
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
“Вам ходить запрещено!” (Движение пешеходов запрещено)
3.
Знает каждый пешеход -
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает! (подземный переход)
4.
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (велосипедная дорожка)
8. Самостоятельная работа в тетрадях.(Думаем и фантазируем)
Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и знаки дорожного движения.
9. Тест по ПДД. (презентация)
10. Игра "Разрешается – запрещается” (дети отвечают хором)
- Играть на мостовой...(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора...(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом...(запрещается)
- Идти толпой по тротуару...(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу...(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора...(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу...(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины...(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди...(запрещается)
- Идти по тротуару слева...(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги...(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль...(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте...(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения...(разрешается)
11. Итог занятия.
- Для чего и зачем надо знать правила и знаки дорожного движения?
Изучать и знать правила дорожного движения и знать обозначения знаков необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности и не мешать движению транспорта на дорогах.
Игра “Это я, это я, это все мои друзья ...”
- Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: “Это я, это я, это все мои друзья!” или молчать.
– Кто из вас идет вперед -
Только там, где переход?
– Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора? -
– Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой?
– Знает кто, что красный свет,
Означает – хода нет?
– Знает кто, что свет зеленый,
Означает: “Путь открыт?”
– А что желтый свет
“Вниманье!” – пешеходу говорит.