Шоу в ДОУ: за и против

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня возникает множество споров на тему проведения праздников в детском саду. Многие педагоги высказывают мнение, что основная цель праздников - общение родителей с детьми, так как современные родители мало уделяют времени общению с ребёнком, поэтому основною задачу видят в том, чтобы проводить совместные игры родителей и детей, организовать экспромтом совместные танцы, устраивать подпевание песен, знакомых родителям. При этом, все ссылки делаются на новые образовательные стандарты, которые, действительно, призывают не “грузить” ребёнка, а учитывать его желания и возможности. Но ошибка педагогов, придерживающихся такого мнения, состоит, на наш взгляд в том, что они по-прежнему недостаточно используют методы сотрудничества воспитанников и воспитателей. Мы попробуем немного изменить ракурс подготовки к праздникам в дошкольном учреждении. Сразу хотим оговориться, что данная статья не претендует на некую педагогическую безаппеляционность, а содержит лишь обобщение музыкально-эстетической стороны непосредственного взаимодействия воспитанников и их воспитателей. По нашему мнению, праздники в дошкольном детстве – это красочное шоу, непосредственными участниками которого являются дети, педагоги, родители. Основным элементом шоу, бесспорно, является зрелищность и мы пытаемся максимально “раскрасить” наши представления.

Педагогическое кредо нашего творческого тандема: “Наблюдайте за детьми – они вас многому научат!” Это не просто красивые слова, это – дословно наши педагогические шаги на пути создания шоу. Мы очень внимательно наблюдаем за ребятами в процессе игр, непосредственного общения друг с другом. Зачем? Дело в том, что движения ребёнка очень органичны: дети, общаясь, принимают необычные позы, используют жесты, присущие только им, сопровождают игру движениями; сидя на ковре, располагаются так, как им удобно, но очень оригинально. Всё это составляет потом основу для танцев: педагоги, используя непосредственность и фантазию детей, строят хореографическую “связку” из этих движений, тщательно подбирают сюжет и музыку - и танец готов! Такие танцы с точки зрения хореографии не представляют непосильной сложности для детей, так как уже было сказано выше состоят и “родных” им движений, но вызывают огромное желание у детей выучить танец и обязательно показать его зрителям.

Вернёмся к вопросу о зрелищности. Что можно использовать с дошкольниками, чтобы простое стало удивительным? И снова обращаемся к детям. Однажды мы увидели, как девочки, заплетая кукол, играли с лентами: они прикладывали их друг к другу, перекрещивали, брались за края лент и “подныривали” под них… Так возникла идея танца с шарфами, основанном на перестроениях, переплетениях, перехватах. Он получился невероятно нежным, кружевным и, подобрав музыку и обсудив с детьми, мы решили дать ему название “Колыбельная”. Сколько он собрал аплодисментов и в каком восторге были танцовщицы!

Ещё один пример. К Новому году мы решили поставить танец с фонариками. Мы – педагоги сами продумывали и репетировали движения с ними, перестроения и нам казалось, что получается хорошо. И вот мы дали детям фонарики, едва приступили к показу движений и…о, чудо! Дети придумали столько незамысловатых, но по рисунку эффектных движений, что мы опять, естественно, воспользовались их фантазией. И снова – успех, ведь ребёнок в своём творческом проявлении никогда не ошибается!

То же самое можно сказать и о песенном репертуаре. Сегодня есть множество новых песен для детей. Они звучат повсюду, дети слушают их по детскому радио, да и просто в записи. Но дошкольника не обманешь: он будет слушать те песни, которые ему близки, которые задевают его душу. Как понять, нравится ли детям песня? Это знают все педагоги: если ребёнок начинает подпевать и двигаться, значит песня – то, что надо! Движения, которые дети используют при разучивании и исполнении песни, становятся основой для украшения вокальных номеров, что мы и используем на праздниках.

Таким образом, фантазия детей плюс доверие и опыт педагогов придаёт незабываемую зрелищность детским праздникам. Только непосредственное и постоянное живое взаимодействие воспитанников и воспитателей даёт благоприятную почву для развития творческого начала и воображения личности, что является одной из основных задач по ФГОС. Мы – педагоги, общаемся с детьми, что называется на равных, не с целью “спуститься” до них, а с целью “поднять” их до своего уровня знаний и опыта, ведь как говорил К.Д. Ушинский: “Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель”. Итак, наша позиция совершенно ясна: мы за шоу в детском саду, организованном на основе разума, логики, взаимодоверия и взаимоуважения между детьми и педагогами.

В конце статьи мы хотели бы отметить, что наши педагогические шаги мы делали совместно с детьми старшей, а теперь уже подготовительной к школе группы. Данный опыт мы планируем положить в основу долгосрочного творческого педагогического проекта “Шаг в будущее”.