Цель:
- Раскрыть смысл слов “больше в 2 (3, 4…) раза, “меньше” в 2 (3, 4…) раза;
- Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз;
- Закрепить знание таблицы умножения и деления на 2, 3, 4.
- Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;
- Развивать математическую речь, мыслительные операции;
- Формировать познавательный интерес;
- Способствовать здоровьесбережению детей;
- Соблюдать гигиенические требования у уроку;
Класс: 2.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
I. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Просмотр видеоролика. 2 слайд.
- Ребята, а вы как думаете, нужно ли учит математику?
- Давайте сегодня на уроке Вовке это докажем, что без математики в жизни будет очень тяжело.
- Урок, как всегда начнём с разминки.
- На сколько 35 меньше 37? (На 2)
- На сколько 60 больше 54? (На 6)
- 1-й множитель 2, 2-ой -2. Чему равно произведение чисел? (4)
- Назовите частное чисел 32 и 4. (8)
- Делимое 18, делитель 3. Чему равно частное этих чисел. (6)
- Посмотрите на получивший ряд.(2 6 4 8 6)
- Найдите закономерность? (Число сначала увеличивается на 4, а потом уменьшается на 2)
- Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. (10, 8, 12, 10)
- Вы сказали, что число увеличивается на 4, что это значит? (Столько же и ещё 4)
- А что значит уменьшается на 2? (Столько же, но без двух.)
II. Создание проблемной ситуации.3 слайд
- Увеличьте 15 на 8. (23) (запись на доске)
- Уменьшить 42 на 6. (36) (запись на доске) 4 слайд
- Уменьшить 6 в 3 раза. 5 слайд
- Увеличить 5 в 4 раза. 6 слайд
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что значит уменьшить в 3 раза и увеличить в 4 раза.)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (“Увеличение и уменьшение числа в несколько раз”) 7 слайд
- Какова цель нашего урока? (научиться увеличивать число в несколько раз)
На доске: Как увеличить или уменьшить число в несколько раз?
III. “Открытие” нового знания.
(Один ученик работает у доски, а остальные за партой.)
- Нарисуйте 2 красных круга, а под ними жёлтых в 3 раза больше.
- Сколько жёлтых кругов вы нарисовали?(Результаты разные, кто то нарисовал 5 кругов. Кто то 6.)
- Почему ты нарисовал 6 жёлтых кругов?Можешь доказать что ты прав? ( в задании было сказано не на 3 больше, а в 3 раза и поэтому я взял 3 раза по 2 круга)
- Можно ли сказать, что кругов стало больше на 3? (Нет, мы добавили не 3 круга.)
- А как в этом случае надо сказать? (Их стало в 3 раза больше.)
- Давайте с помощью схемы изобразим наши круги.
- Как мы на схеме можем изобразить величину равную 2 красным кругам? (начертить отрезок равный 2 см красного цвета) 8 слайд
- Начертите отрезок красного цвета равный 2 см. А под ним отрезок, который покажет нам величину равную жёлтым кругам. Чему будет равна длина второго отрезка? (мы 3 раза возьмём длину красного отрезка, т.е. мы по 2 см возьмём 3 раза.)
- Объясните, что значит – увеличить в 3 раза? (Взять3 раза по столько же, умножить на 3.)
- Как сказать о количестве жёлтых кругов, по отношению к красным кругам? (Жёлтых кругов в 3 раза больше, чем красных кругов.)
- Почему? (По 2 взяли 3 раза.)
- Как мы узнаем сколько жёлтых кругов? (2*3.)
Вывод: - Какое надо выполнить действие, чтобы число увеличилось в несколько раз?
На доске: 9 слайд.
Увеличить в несколько раз Х
- А что можно сказать о количестве красных кругов по отношению к жёлтым кругам? (их в 3 раза меньше, чем жёлтых кругов.)10 слайд
- Как мы узнаем сколько красных кругов? (6:3.)
- Что значит – уменьшить в 3 раза? (Разделить на 3.)
Вывод: Какое надо выполнить действие, чтобы уменьшить число в несколько раз?
На доске: 11 слайд
Уменьшить в несколько раз:
- А теперь послушайте задачу. Слайд12
Мальчик нарисовал 2 красных круга, жёлтых кругов в 3 раза больше.Сколько жёлтых кругов нарисовал мальчик?
На доске схемы: 13 слайд
- Какая схема подходит к этой задаче? Почему?
(Работа по учебнику на странице 14 №1.)
- А теперь сравните увеличь в 2 раза и увеличь на 2. (При увеличении в 2 раза число умножается на 2, а при увеличении на 2 к числу прибавляем 2.)
- Дорисуйте треугольники, используя обозначения, показанные в первой строке и решите примеры.
- Итак, когда увеличиваем число на несколько единиц, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится больше.)
- А когда мы получаем больший результат при сложении или умножении? (Когда число складываем или умножаем.
-А как нам узнать что мы будем делать складывать или умножать? (Если увеличить в несколько раз- будем умножать, а если на несколько единиц- складывать)
(Работа по учебнику на странице 14 №2.)
- Сравните уменьшить в 4 раза и уменьшить на 4. (При уменьшении в 4 раза число делим на 4, а при уменьшении на 4 из числа вычитаем 4.)
- Закончите рисунок и решите примеры.
- Итак, когда мы слышим слово уменьшить, результат будет больше или меньше данного числа? (Результат получится меньше.)
- А когда мы получаем меньший результат? (Когда число вычитаем или делим.)
- А как нам понять, что число надо разделить или умножить?(Если уменьшить в несколько раз будем делить, а если уменьшить на несколько единиц – вычитать)
Вывод:
- Что надо сделать, чтобы увеличить число в несколько раз? (Это число надо умножить.)
- А чтобы уменьшить в несколько раз? (Разделить на данное число.)
- Мы с вами оветили на наш вопрос? Как увеличить или уменьшить число в несколько раз? (Да)
- Какое выполняем действие при увеличении числа в несколько раз? (умножение)
- Какое выполняем действие при уменьшении числа в несколько раз? (деление)
IV. Физкультминутка.14 слайд
- Вовка очень любил сладости.
V. Первичное закрепление.
(Работа по учебнику на странице 15 № 3.)
- Прочитайте задание 1. (Увеличь число 3.)
- Может ли результат получиться меньше 3? (Нет, потому что число надо увеличить.)
- Как мы можем увеличить число? (Сложить или умножить.)
- Как узнать, что число надо умножить? (использовать предлог в и слово “раз”.)
- А как узнать, что число надо сложить? (использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.)
- Прочитайте задание 2. (Уменьши число 24.)
- Какими могут быть ответы – больше или меньше 24? (Меньше, потому что число надо уменьшить.)
- Как мы можем уменьшить число? (Вычесть или разделить.)
- Как узнать, что число надо разделить? (Использовать предлог в и слово “раз”.)
- А как узнать, что число надо вычесть? (Использовать предлог на.)
(Выполняется задание с комментированием у доски, а остальные ученики записывают примеры в тетрадях.) Проверка по слайду.слайд 15-16
(Работа по учебнику на странице 15 № 4 - работа в парах.)
(Провести линии от буквенного выражения к понятиям “больше на 2”, “больше в 2 раза”, “меньше на 2”, “меньше в 2 раза”, и от этих понятий к буквенным выражениям.)
- Посмотрите, что надо сделать в этом задании?
- Почему выражение с+2 соединили с понятием “больше на 2”? (Число увеличили на 2.)
- С каким выражением нужно соединить в правом столбике? (п + 2)
- Продолжите работу.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте задание.
Самостоятельная работа.
(Работа по учебнику на странице 15 №5 – самостоятельная работа: записать выражения, используя изученные понятия.)
- Следующий номер вы выполните самостоятельно.
VI. Закрепление изученного материала.
- А теперь нам надо научиться решать задачи, используя новые понятия “увеличить в несколько раз” и “уменьшить в несколько раз”.
(Работа по учебнику на странице 15 № 6.)
- Прочитайте задачи про себя.
- А теперь прочитаем вслух, чтобы выяснить, чем они похожи и чем различаются.
- Что нам известно в первой задаче? Что надо узнать?
(Дети анализируют задачу и заполняют схему.)
(Аналогичная работа со второй задачей.)
- Чем похожи задачи? (Вопросами.)
- Чем они различаются? (Условиями.)
- Решение запишите самостоятельно:
- I-вариант запишет решение задачи а).
- II-вариант запишет решение задачи б).
(Проверка у доски.)
VII. Итог урока. Слайд 17
- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
- Что значит увеличить в 2 раза?
- Что значит уменьшить в 2 раза?
- А как в жизни мы сможем использовать понятие больше в несколько раз, меньше в несколько раз?
- Можем ли мы сказать Вовке, что без математики не возможно? Почему?
- А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Выберите мордашку:
- весёлая – доволен собой, всё понял;
- грустная – допускал неточность, не уверен в знаниях;
- Молодцы, у вас всё получилось!