Кластеры как средство формирования информационно-коммуникативных компетенций школьников

Разделы: Физика


В своей практике я недавно начала применять один из методов “критического мышления” - кластеры. Разобравшись, я поняла, что использовала на уроках похожие методы и раньше. Поэтому, при работе с кластерами у меня не возникло серьезных затруднений.

Изучение нового материала через самостоятельную работу с текстом и переработка его в виде графических схем, таблиц интересны и посильны учащимся 7-11 классов. Ребята воспринимают этот метод положительно, демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приемов, например составления плана, тезисов, конспекта.

Презентация.

(слайд 1)

Слово “кластер” происходит от английского “cluster”- гроздь, груда, рой, скопление.

Кластер - графический способ, позволяющий представить большой объем информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. В центре кластера, в главном овале,- основная идея, тема, проблема. В овалах следующего уровня - классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня - дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации.

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть ее целиком, с “высоты птичьего полета”. У учащихся повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи, новый материал. Представление информации учащимися в виде кластера способствует ее творческой переработке, поэтому усвоение информации идет уже на уровне понимания. Кластеры позволяют развить мышление, сделать его более гибким. При построении кластера учащиеся учатся выявлять ключевые слова, которые могут быть использованы, например, для поиска информации в интернете.

(слайд 2)

Как составить кластер?

  • 1 этап - Посередине чистого листа или на классной доске пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” темы.
  • 2 этап - Учащиеся записывают все то, что им вспомнилось при изучении данной темы. В результате вокруг разбрасываются слова или словосочетания, выражающие идеи, факты.
  • 3 этап - Осуществляется систематизация. После чтения учебника, учащиеся начинают анализировать и систематизировать учебный материал. Хаотичные записи слов объединяются в группы. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
  • 4 этап - По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура (гроздь), которая графически отображает наши размышления.

Все эти этапы обеспечивают: диалог с автором текста, с предметным содержанием, с самим собой, с партнером, с учителем.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где виден свой подход реализации своей идеи. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создает психологический настрой и комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности. Учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется грамотность, информационно-коммуникативная компетенция. Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и дает учащимся чувство удовлетворения.

Кластер может использоваться на самых разных стадиях урока:

  • На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
  • На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
  • На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

(слайд 3)

Урок физики в 9 “В” классе. Тема “Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука”.

После изучения темы “Колебания” я рассказала ребятам об этом методе и вместе с ними коллективно на уроке сделали кластер по теме. По теме “Звук”, я дала план, по которому, ребята должны самостоятельно раскрыть все пункты. На уроке класс разделился на три группы, и пары. Выдала чистый лист бумаги, ребята принесли фломастеры. И началась работа по составлению кластера. В конце урока группы защищали свои проекты, сочинили стихи по теме “Звук” прямо на уроке. Урок прошел увлеченно и творчески. Никто из ребят не оставался в стороне, все активно работали Молодцы!

Литература.

1. Публикация о методике критического мышления, газета “Физика”, 2000 г.

2. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке”: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М. Просвещение, 2012 г.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. “Критические мышление: технология развития”, 2003 г.

4. Громова О. “Критическое мышление: как это по-русски?” Первое сентября, 16 января, 2001 г., стр 3.