Цель урока:
Образовательные:
- познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега),с причинами течения рек, их полноводности;
- научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение проводить исследование.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету,
- экологическое воспитание
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Универсальные учебные действия (УДД):
1. Предметные понятия: начать формирование у учащихся представления о реках Познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.
2. Умения: познавательные - учить работать с картой и самостоятельно определять местоположения некоторых крупнейших рек Земли, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.
3. Личностные: развитие умения бережно относиться к природе, продолжить формирование чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны окружающей среды.
Вспомогательные материалы: карта полушарий, карта России, компьютерная презентация "Приключения капельки (река)", макет реки, детские ноутбуки, документ-камера.
Организационный момент. Посмотри
вокруг, дружок, |
|
Работа с картой полушарий
Слайд 2 (на слайде можно открыть белые окошки, передвинуть воду в стакане) |
Актуализация знаний. - Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали с вами по карте и узнали много нового. А что именно мы узнали, давайте вспомним. Материки Посмотрим на глобус внимательным взглядом: Америка Южная с Северной рядом, Евразия, Африка неподалёку, Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку. Океаны На Земле океанов четыре.? Первый – Тихий – крупнейший в мире. Номер два – океан Атлантический. Три – Индийский – он тёплый, тропический. А четвёртый, снегами покрытый, Грозный – Северный Ледовитый. Есть и пятый, на карте- нижний. Называют его - Южный. Большая часть земной поверхности покрыта водой. Вся вода на Земле – это Мировой океан. Самые крупные его части – это океаны Земли. Их пять: 1. Тихий (Великий) 2. Атлантический 3. Индийский 4. Южный 5. Северный Ледовитый океан. Большая часть земной поверхности покрыта солёными водами. Но, к сожалению пить её нельзя. |
Слайд 3 (можно передвигать капельки при объяснении) | - На прошлом уроке мы узнали о приключениях Капельки. Как путешествует она в природе? Покажите как путешествует капелька от земли к небу. (ученик показывает и рассказывает о круговороте воды в природе) |
Введение в тему.
(белые окошки) |
Определение темы урока и
постановка цели. А сейчас послушайте загадку Капельки: Течет, течет – не вытечет. – Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька? – Тема нашего урока “Река и ее части”. Их очень много. Только в России более 200 тысяч. - Что же такое река?В словаре Даля записано так: РЕКА - ж. (от реять, течь, общего корня с речь?) поток водный, проточная по земляному ложу вода, большего объема, чем речка и ручей; (Даль) Река – естественный поток воды, постоянно
текущий в разработанном им углублении,русле. Течение – это движение воды в реке. |
Макет | - Как же образуется река? (варианты
ответов детей) Давайте попробуем смоделировать рождение реки. (Учитель с помощью распылителя и шприца демонстрирует образование реки. Через документ-камеру действия проецируются на экран.) Сделайте вывод. |
Слайд 4 (активируется элемент просмотра фильма) |
Просмотр отрывка мультфильма “Беги ручеек” |
Слайд 5 (отодвинув капельку, откроете ключевые термины, которые можно поставить в нужное место) |
- Река начинается в горах (на
возвышенности), где тает снег и бегут ручьи или с
маленького родника, который бьет из-под земли и
течет ручейком. Постепенно с этим ручейком
сливаются другие ручьи и образуется маленькая
речка. Затем в неё впадают другие речушки и
образуется река. Река течет к устью, из более высокого места в более низкое. Чтобы определить, где левый берег, а где правый, надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, а слева - левый берег. Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком? Главной считается река, которая больше. Главная река со всеми её притоками – это речная система. Части реки Исток – начало реки. Устье – место впадения реки в другой водоём. В реку вливаются притоки. (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду) Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки. |
Физминутка | |
Слайд 6 | Какие части рек видите на фото? |
Слайд 7 (белые окошки можно отодвинуть) |
- Это тоже реки. Они похожи? Чем
отличаются? Какие бывают реки? Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады. Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники. А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными. Работа с макетом реки. |
Карта | Работа с картой России. Дети учатся правильно показывать крупные реки России (Лена, Енисей, Обь, Волга...) |
Работа с тетрадью слайд 8 (с помощью инструмента “перо” задание можно выполнить на доске) |
С 22 №39 (проверка на доске слайд 8) Канал – это сооружение, по которому речные суда переплывают из реки в реку. |
Работа с детскими ноутбуками | На ноутбуках детям предлагается исправить ошибки в тесте “Река 1” (сильные ученики могут выполнить задание “Река 2”) |
Слайд 9 (белые окошки удаляются поэтапно) |
Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились. |
Слайд 10 | Много ли воды на земле? (сравнение со
стаканом) 97% - всей воды сосредоточено в океанах и внутренних морях. 2% - приходится на долю пресных вод, заключенных в покровных и горных ледниках менее 1% – выпадает на долю пресных вод - озер и рек, подземных и грунтовых. Таким образом, количество легкодоступной пресной воды на планете не так уж и много, да и состав воды в водоёмах не всегда отвечает санитарным нормам. |
Слайд 11 (активируется элемент просмотра фильма) | Просмотр видеоролика “Загрязняя воду
– мы убиваем себя!” Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать? Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас! Что же надо делать для защиты рек? Меры по охране рек. а) строительство очистных сооружений б) экономия воды в) посадка и охрана растений по берегам рек. г) контроль за уровнем загрязнения воды. |
Домашнее задание. Слайд 12 |
Рефлексия. – Кому понравился сегодняшний урок? – Что вам на уроке понравилось? – Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями? – Получили ли вы ответы на свои вопросы? – На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать? Всем: У. с. 104-107 Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как защитить реки?” На выбор: Подготовить сообщение о крупных реках России. Составить кроссворд по теме “Реки”. Я надеюсь, что урок был интересным и каждый почерпнул для себя очень много полезной информации. Спасибо за урок. Урок окончен. |