Программа по английскому языку для 4-го класса

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Рабочая программа по английскому языку в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ “Об образовании”;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

- Примерной программы по английскому языку

- Учебника английского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева. – Москва: Просвещение, 2014.

В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения. Учебник разрешен к использованию согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 4-х классах с учебной нагрузкой 2 часа неделю/34 недели в год, основываясь на приказе Минобразования России “Об утверждении Федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 9 марта 2004 г. № 1312. Программа соотносится с требованиями к обязательному минимуму по иностранным языкам в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089), носит коммуникативный характер.

Цели обучения английскому языку

Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и принятому за основу межкультурному подходу изучение иностранных языков в этих школах направлено на формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношений в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Речевая компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять межкультурное общение в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи), планировать своё речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция — готовность и способность учащихся применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция — готовность и способность учащихся строить своё межкультурное общение на основе знания культуры народа страны, стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; готовность и способность сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, объяснять эти различия представителям другой культуры, т.е. быть медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция - готовность и способность учащихся выходить из затруднительного положения и процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция - готовность и способность учащихся осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приёмами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данной линии учебно-методических комплекта реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве её составляющих.

Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три аспекта цели: общее, филологическое и социокультурное образование.

Общее образование в рамках курса углублённого изучения английского языка нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всём многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политической, экономической, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе и Интернет.

Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе, неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, универсалии в языке и культуре, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными категориями и терминами применительно к лингвистическому и культурологическому анализу языков и культур, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.

Филологическое образование обеспечивается:

а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах) и первый иностранный язык;

б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;

в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;

г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/стран изучаемого языка.

Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны/стран изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием и звукового пособия, страноведческих и художественных видеофильмов на английском языке.

Развивающий аспект цели обучения английскому языку на основе данных УМК состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества.

Развитие школьника как личности предполагает:

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);

- развитие умений самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;

- развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;

- развитие ценностных ориентации, чувств и эмоций;

- развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;

- развитие потребности в дальнейшем самообразовании в ИЯ.

Развитие учащихся как членов общества предполагает:

- развитие умений самореализации и социальной адаптации;

- развитие чувства достоинства и самоуважения;

- развитие национального самосознания.

Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в тексте проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, оказывает большое влияние на формирование поликультурной личности школьников.

Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.

Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счёте, ведёт к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе, к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа её носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, симпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, “чужой” культуры.

Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели по 2 часа в неделю – 68 часов в год.

Содержание программы учебного предмета

Речевые умения

Говорение

Устная речь - развивается в форме диалогического и монологического связного высказывания. Овладевая устным учебным материалом, учащиеся должны учиться осуществлять всевозможные действия внутри одного речевого образца: имитацию, подстановку, трансформацию, расширение, потом учатся подключать свой речевой образец к ранее изученным, затем подбирать нужные речевые образцы для самостоятельного высказывания. Учащиеся должны уметь работать в разных режимах: “учитель-класс”, “ученик-ученик”, “ученик-класс”, “класс-ученик”, “работа учащихся в группах”. Для обучения диалогической речи используются короткие диалоги-образцы.

Аудирование – используется как средство обучения при ознакомлении учащихся с новым языковым и речевым материалом, как цель обучения при восприятии на слух и получении через компакт дисков содержательно-смысловой информации; учащиеся должны правильно слышать, понимать связный текст, как в предъявлении учителя, так и в звукозаписи и выполнить данные к нему задания, например:

  • ответь на вопросы;
  • придумай заглавие;
  • придумай свое собственное окончание к рассказу, сказке.

Обучение аудированию подразумевает также развитие у учащихся следующих умений:

  • погружаться в иноязычную песенную, стихотворно-игровую среду;
  • внимательно следить за своей речевой ролью при учебной драматизации мини-диалогов, сказочных историй;
  • прослушивать и воспроизводить мини-диалоги.

Чтение – является самостоятельным видом речевой деятельности, связанным с извлечением информации из печатного текста. Учащиеся должны владеть двумя формами чтения: вслух и про себя. Развитие чтения вслух у учащихся происходит при помощи упражнений, в которых слова организованы по “звуковому” принципу, на материале стихотворений, пословиц и поговорок. Учащиеся должны уметь прочесть текст и выполнить задание на поиск нужной информации, а также задание на детальную проверку понимания прочитанного, уметь пользоваться сносками и словарем.

Письмо и письменная речь – должны способствовать более прочному усвоению лексико-грамматического материала и совершенствованию чтения и устной речи. Учащиеся должны владеть следующими приемами работы по развитию письма:

  • списывание отдельных слов и предложений с разными установками (отметить буквы, которые не читаются и т.д.);
  • организация слов по определенному признаку (по алфавиту, по определенной учебной ситуации и т.д.);
  • составление и написание предложений по предложенной учебной ситуации;
  • составление и написание короткого рассказа по заданной ситуации;
  • диктанты (зрительные и тренировочные)
  • контрольные диктанты.

Языковые знания и навыки

Фонетика

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.

Лексика – учащиеся должны знать и уметь применять при выполнении устных и письменных упражнений в классе и дома 293 лексические единицы по учебным ситуациям “Школьная жизнь”, “Место, в котором мы живем”, “Городская жизнь, Лондон”, “Путешествия и транспорт”, “Хобби”, “Америка, США”, и “Моя страна”.

Грамматика – учащиеся должны владеть навыками употребления в речи:

  • времен a) The simple tenses; b) The Present Continuous tense; c) The present Perfect tense
  • Possessive case
  • конструкций There is\are\was\were;
  • степеней сравнения прилагательных;
  • количественных числительных от 1 до 1000, порядковых числительных;
  • глагола must, can;
  • наречий на -ly;
  • местоимений “some, any, no”, “somebody, anybody, nobody”, “something, anything, nothing”, “much, many, a lot of, lots”;
  • разделительных вопросов, альтернативных вопросов;
  • конверсий: N-V, Adj-V;
  • словосложения: sea+man=seaman, bed+room=bedroom;
  • употребления артикля the перед географическими названиями;
  • отсутствия артикля перед названиями стран, улиц, городов, площадей, континентов.

Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания 4 класса ученикам должны быть заложены основы владения каждым видом речевой деятельности на элементарном коммуникативном уровне.

Планируемый результат по аудированию

Ученики должны уметь:

  • Понимать дидактическую речь учителя и выполять требуемые учебные задания.
  • Понимать изучаемые клише речевого этикета и вежливо отвечать на речевые иноязычные реплики.
  • Правильно слышать и имитировать сказанное диктором.
  • Понимать содержание монологических высказываний в предъявлении учителя и в звукозаписи, выполнять данные к нему задания.

Планируемый результат по говорению

Ученики должны уметь:

  • Осуществлять всевозможные действия внутри одного речевого образца: имитацию, подстановку, трансформацию, расширение.
  • Строить правильно оформленное в языковом отношении связное высказывание объемом не менее 10 фраз, представляющее собой описание дома, семьи, любимых предметов и занятий, свои увлечения и увлечения друзей; рассказать о любимых игрушках, животных, друзьях, знакомых и времяпровождении с ними; расспросить своих ровесников любимых занятиях и увлечениях, их игрушках, домашних животных и уходе за ними.
  • Проигрывать на английском языке ситуации приглашения в гости: подготовка приглашений, выражения согласия, сожаления, если приглашенный не может прийти.
  • Строить высказывание в диалогической речи объемом не менее 10 фраз.
  • Проигрывать ситуации совместного общения с зарубежными ровесниками (знакомство, предложение поиграть в игру).
  • Уметь кратко обменяться с товарищем мнениями о просмотренном фильме.

Планируемый результат по чтению

Ученики должны уметь:

  • Правильно читать слова, предложения, мини-тексты, входящие в изученный коммуникативно-речевой репертуар учебного общения.
  • Читать выразительно пройденные материалы детского фольклора и поэтики.
  • Понять содержание тематического текста и ответить на вопросы учителя.
  • Прочесть печатный текст с целью извлечения запрашиваемой информации или его детального понимания.
  • Высказать собственное мнение и свое отношение к прочитанному тексту.
  • Сделать устные или письменные вставки в рассказ (с опорой на рисунки в тексте или к тексту).

Планируемый результат по письму

Ученики должны уметь:

  • Записать на слух отдельные слова, фразы и несложный короткий связный текст объемом не более 8 фраз.
  • Письменно ответить на вопросы.
  • Составить и написать предложения по заданной ситуации или по картинке.
  • Правильно писать свое имя, фамилию, адрес на английском языке и правильно оформлять конверт в зарубежные страны.
  • Написать письмо зарубежному ровеснику, в котором ученик представляет себя, описывает свою семью и школу (с опорой на образец).

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
    Всего 68 Из них контроля ( )
1 Повторение. 8  
2 Школьная жизнь. 10 1
3 Место, в котором мы живем. 8  
4 Городская жизнь. Лондон. 10 1
5 Путешествия и транспорт. 11  
6 Хобби. 12 1
7 Америка 6 2
8 Моя страна. 3  

Средства контроля

Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В каждой четверти проводится контрольная работа по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен. В конце изучения темы проводится контроль устной речи. Формы контроля: тесты, заполнение таблиц, анкет, диктанты, контрольные работы, монологические высказывания и диалоги.

В конце изучения курса предусмотрен итоговый контроль навыков и умений устной и письменной речи.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Афанасьева О.А., Михеева И.В., Языкова Н.В. “Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Школа с углубленным изучением английского языка. -М.: “Просвещение”, 2010.
  2. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. Учебник 4 кл. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. Книга для учителя 4 кл. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. Рабочая тетрадь 4 кл. - М.: Просвещение, 2014.
  5. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. Аудиокурс 4 кл. - М.: Просвещение, 2014.

Приложение 1