«Лист достижений» как средство формирования и оценивания предметных результатов в образовательном процессе НОО

Разделы: Начальная школа


Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются: предметные УУД, метапредметные УУД, личностные УУД. Предметные результаты лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

Требования к планируемым результатам с учетом требований ФГОС:

- Должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

- Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях.

- Они должны быть представлены в деятельностном залоге (через микроумения, учебные действия, способ). Структура результата содержит действие, объект и условие.

Система оценивания включает в себя внешнюю и внутреннюю (школьную) оценку.

Внутренняя оценка должна включать создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур.

Нужна технология, ориентированная на конкретного ученика, позволяющая выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Внешняя, так и внутренняя оценка, должны строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения.

Все эти критерии я учитывала при создании системы оценивания предметных УУД у обучающихся моего класса по разным предметам.

Отслеживание результатов формирования метапредметных УУД и предметных УУД в 1-м - 3-м классах начальной школы проводится мною по методике Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой и др. “Школьный старт” и мониторингу Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой “Учимся учиться и действовать”. [5]

Чтобы ребята с первых дней в школе стали полноправными участниками процесса обучения, необходимо их вовлекать в образовательный процесс, в период адаптации создавать положительный эмоциональный настрой. Для этого я использую “Листы достижений планируемых результатов по темам”. Работа с “Листами достижений” ведется в нескольких направлениях:

1. Психо-эмоциональный блок: В течение трех лет (1-3 класс) мы с детьми заполняем “Портфолио ученика”. В Портфолио представлена работа по формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к оценке учебных достижений ученика (использование знаков-символов): в 1-м классе обучающиеся оценивали свои умения по учебным предметам (русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению) в начале изучения темы и в конце учебного года по критериям:

- усвоил, не испытываю трудностей;

- иногда испытываю трудности;

- надо поработать.

Учитель оценивает предметные УУД в той же таблице:

Во 2-м классе работа продолжилась, но оценивание по предметам происходило в начале года, в середине и в конце года (по тем же критериям). [1, 2]

Для повышения положительного эмоционального настроя на урок в 3-м классе используется “Спидометр успеха”: в конце каждой учебной недели ученики заштриховывают столько делений, сколько соответствует их самооценке успеха (от 1 до 10). [4]

2. Познавательный блок:

В первом классе процесс формирования предметных УУД находится на начальном этапе. Ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия.

1) С сентября 2012 г в 1-ом классе мною детям были предложены “Листы достижений по предметам”. “Лист” рассчитан на весь учебный год, включая все предметные умения, которые усвоит ученик за весь учебный год.

Критерии оценивания:

+ – умение не сформировано;

+ – допускает ошибки, умение сформировано частично;

+ – умение сформировано.

Родители знакомятся с “Листами достижений” на родительских собраниях.

2) Во 2-м классе работа “Лист достижений” включает в себя умения уже только одной темы. Работа ведется следующим образом:

- На первом уроке по теме ребятам предлагаю высказывать предположения, какие умения нам понадобятся для изучения данной темы, на какие ранее изученные умения мы можем опираться; все высказывания записываю, затем зачитываю ребятам, формулируя более грамотно (ученикам объясняю, почему так правильнее будет сформулировано). Разрабатываем критерии оценивания.

- “Лист достижений” печатаю, вношу список учеников класса, даты проведения контрольных и проверочных работ по теме; вывешиваю “Лист” на доске в классе.

- В течение всего времени изучения данной темы, ребята могут оценивать свои умения, используя те знаки, которые договорились использовать. Ученик вправе изменить свой знак, если он считает, что материал им усвоен лучше, чем он оценил себя ранее.

- Составляю проверочную работу по теме, включая в нее только те задания, которые направлены на выявление уровня усвоения тех предметных умений, которые помещены в “Лист”. После проведения проверочной работы выставляю оценки в колонку проведения работы. Если ученик допустил ошибку в каком-либо задании, я обвожу красной пастой его знак. Он видит “огонек” в том умении, где он допустил ошибку и неправильно оценил себя. Проводим работу над ошибками.

В 3-ем классе работа продолжается.

3) На уроках проводится оценивание тестовой работы (самооценка) по следующему плану:

1. Перед выполнением работы знакомлю учеников с критериями оценки: - нет ошибок; - 2-3 ошибки (надо повторить те вопросы темы, по которым допустил ошибки); - 4 и более ошибок (надо поработать над вопросами всей темы).

2. Каждый ученик выполняет все задания текста, проверяет их, первоначально оценивает свой результат: выбирает смайлик и отмечает его стрелкой. После этого я называю верные ответы (или проверка осуществляется по карточке-помощнице), а каждый ученик отмечает ранее не обнаруженные им ошибки (если такие будут) и по уточненной проверке раскрашивает соответствующего этому результату смайлика, стараясь дать адекватную самооценку своему результату.

3. Очень хорошо, если раскрашенным окажется тот смайлик, на который указала стрелка: чем больше таких совпадений, тем более глубокими являются знания учащихся (умения находить ошибки) и более развитыми будут учебные действия по самоконтролю и самооценке, по умению оценивать свои предметные результаты. [3]

3. Блок внеурочной деятельности: Диагностика уровня сформированности УУД учеников класса подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Стали разрабатывать критерии оценивания и в проектной деятельности. Каждый внёс своё предложение. Получили следующий результат:

Критерии оценки процесса и продукта

Процесс Продукт деятельности
Разработка проекта: Разработанный проект:
определили тему проекта; тема проекта сформулирована понятным для всех языком;
договорились о плане действий; цель проекта соответствует теме проекта;
обсудили требования к продукту; наличие новой информации, используемой для выполнения проекта;
распределили обязанности; оригинальность способа решения проблемы;
осуществили сборку информации; социальное или прикладное значение полученных результатов.
выполнили запланированные технологические операции;  
подготовили продукт к защите;  
в ходе разработки работали слаженно, без конфликтов.  

Количественная шкала оценки

За участие в разработке проекта

“5” - при продуктивной активности по всем критериям.

“4” - при работе над проектом возникали конфликты, не было распределения ролей.

“3” - продукт подготовлен частично, возникали конфликты.

За разработанный продукт

“5” - за наличие всех критериев.

“4” - нет оригинального решения, социальной или практической значимости;

“3” - цель не соответствует теме; работа выполнена непонятным языком; не содержит новой информации.

В процессе работы над проектами у детей формируются коммуникативные, метапредметные УУД.

Список литературы.

1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио первоклассника; под ред. М.С. Умновой. – М.: Планета, 2012.

2. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио второклассника; под ред. М.С. Умновой. – М.: Планета, 2012.

3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы, 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.

4. Иванов А.В. Мой портфолио. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.

5. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс. – Самара: Издательский дом “Федоров”: Издательство “Учебная литература”, 2012.

6. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс. – Самара: Издательский дом “Федоров”: Издательство “Учебная литература”, 2013.