Эстетическое воспитание –
процесс формирования творческой личности,
которая может воспринимать, чувствовать
прекрасное в искусстве; воспитание у школьника
стремления к самостоятельному участию в
изучении искусств, приобщение к творческой
деятельности. Эстетическое воспитание
организовывает обогащение эмоциональной сферы
личности, чувственного опыта, влияет на познание
действительности, повышает творческую,
познавательную активность, развивает
способности. Осуществляется оно в различных
видах творческой деятельности: литературной,
изобразительной, музыкальной и др. В процессе
воспитания происходит эстетическое развитие
ребенка. Эстетическое воспитание современного
ребенка сегодня происходит в условиях
динамичного развития экономики, демократизации
жизни общества, его информатизации. Современные
ученики, с которыми мы общаемся каждый день, это
те мальчики и девочки, для которых главным другом
становится компьютер, а информацию они все
больше черпают не из книг в библиотеке, а из
Интернета. Поэтому нам, современным учителям,
совсем не просто заинтересовать учеников
искусством, организовать "чудо", превратить
процесс воспитания и обучения в увлекательное
занятие.
Природа – это самый совершенный объект для
эстетического воспитания ребенка, он всегда
находится перед его глазами. Но ребенок должен
научиться воспринимать присущие ей
разнообразные формы, гармонию красок, звуков и
испытывать при этом эстетические чувства, а
помочь ему в этом могут взрослые, организуя
экскурсии и походы на природу. Детям просто
необходимы экскурсии и прогулки в лесу, парке,
где они увидят всю красоту окружающего мира.
Рисунок 1. Детская анимационная студия «Стрекоза». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководители Кузнецова М.В., Зайцев А.Я.
Конечно, все педагоги в будущем хотят видеть
своих учеников обладающими высоким эстетическим
вкусом, творческими, культурно образованными
людьми. Развитие ребенка будет более
эффективным, если рядом будет педагог, который
сам искренне увлечен музыкой, театром,
изобразительным искусством, который чувствует
красоту природы, окружающего мира, человеческих
взаимоотношений. Воспитание школьников
посредством искусства начинается с раннего
возраста в процессе изучения литературных и
музыкальных произведений, на уроках
изобразительного искусства, ритмики. Основное
направление этой работы состоит в практическом
ознакомлении учащихся с различными видами
искусства, приучении их к эстетическому
восприятию и эстетическим суждениям. Одна из
задач педагога – стремиться сделать процесс
познания привлекательным. Поэтому для педагога
важны слова К.Д.Ушинского: "Ученье, лишенное
всякого интереса и взятое только силою
принуждения, убивает в ученике охоту к учению".
Мы давно усвоили, что хороший учитель – учит, а
талантливый – вдохновляет! Только учитель в
процессе творческого взаимодействия помогает
раскрыть и развить творческий потенциал ученика.
Показателем результативности эстетического
воспитания выступает уровень развития
эстетического сознания воспитанников, их
творческое отношение ко всему освоенному кругу
эстетически ценных предметов, явлений,
художественных произведений. Мы верим в ребенка,
в его творческий потенциал и всегда перед своими
уроками проговариваем сами себе: "Я люблю
ребенка талантливого и не очень, я люблю его,
потому что ребенок – это праздник, который пока
еще со мной".
Рисунок 2. Занятие в студии «Художественная фотография». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель Зайцев А.Я.
Существуют определенные этапы эстетического
воспитания. Условно их можно разбить на группы. Первая
группа направлена на приобщение детей к
искусству, то есть первичное восприятие,
творческое воссоздание в сознании
художественных образов. Основными методами для
решения этих задач являются: наблюдение,
объяснение, показ, пример взрослого, анализ. С
самого начала при знакомстве детей с искусством
необходимо развивать комплекс способностей и
восприятия: талант слушателя, талант зрителя, а
так же соучастия в творчестве.
Вторая группа направлена на
формирование навыков в творческой деятельности.
Получения педагогом обратной информации о
глубине усвоения воспитанниками материала,
развития интеллектуальных и художественных
способностей. Педагогом могут использоваться
практические методы: моделирование, показ,
объяснение, упражнение, совместная или
индивидуальная деятельность. Третья
группа – это этап достижения результата
в творческой деятельности. В качестве главных
методов выступают методы теоретического
художественного и научного анализа.
Выбор форм, методов эстетического воспитания
определяется, прежде всего, индивидуальными
особенностями детей, целями, задачами.
К основным целям воспитания можно отнести: готовность развития личности к освоению, восприятию, оценке эстетических моментов в искусстве; совершенствование эстетических взглядов, гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области искусства. Исходя из целей можно выделить задачи воспитания школьника: развитие эстетических эмоций, чувств, суждений, идеалов, отношений и интересов; формирование эстетического сознания; формирование творческо-эстетической деятельности через приобщение к различным видам искусства; развитие творческо-эстетических способностей. Задачи творческо-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка, что позволяет нам поговорить об эстетике детской жизни.
Рисунок 3. Занятие в детской анимационной студии «Стрекоза». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководители Кузнецова М.В., Зайцев А.Я.
Художественная литература – самый эффективный, доступный вид искусства для формирования эстетической культуры ребенка школьника. Художественная литература развивает восприимчивость, эмоциональность, воздействует на чувства и разум ребенка. Красота слова является важнейшим шагом в мир искусства. Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой, стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, внутренним духовным богатством, и в то же время средством выражения этого богатства. Возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки, и язык является главным средством общения людей. Только слово обретает удвоенную художественную силу и является средством выразительности в литературном произведении. Словесный образ воспринимается, в первую очередь, умом. Поэтому именно литература является важнейшим средством развития интеллекта учащихся. Выбирая литературное произведение для ребенка, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие произведения зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В свое время В.Г. Белинский предъявил два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он достаточно резко выступал против назойливого морализирования. «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою». Одним из важных средств воспитания литературного вкуса является развитие культуры чтения. На уроках литературы школьники учатся воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки главных героев, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц. Если ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления, значит, он овладел культурой чтения.
Музыка –яркое средство развития творческой индивидуальности личности. Она тесно связана с лирической поэзией и является следующим этапом в эстетическом воспитании ребенка. Гармоничное сочетание эстетического отношения, нравственной чистоты к жизни и искусству в целом – основные условия формирования личности. В эстетическом воспитании детей музыка играет очень важную роль. Музыка в себе объединяет эстетическую, эмоциональную сферы человека. Музыка – это язык чувств. С помощью мелодии можно передать оттенки переживаний, которые недоступны слову. Музыка отражает действительность в мелодиях, тембрах, интонациях, оркестровке. Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Важен сам процесс творчества: особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, вокальные навыки, художественный вкус. Важное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений, ознакомление с основами музыкальной грамоты. Школьники знакомятся с жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о творчестве композиторов. Образы искусства, вызывают отклик в душе ребенка, формируют его представление о добре, духовных ценностях и красоте.
Преподавание изобразительного искусства является одним из методов приобщения детей к искусству. Изобразительная деятельность имеет большое значение развития ребенка. Изобразительная деятельность позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как фактура материала, форма, композиция. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку познавать жизнь, развивают творческую фантазию. В живописной картине запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. А ребенок с помощью своего воображения «оживляет» картину, видит за ней образы, события, характеры. Рассматривание картин является таким же сложным методом эстетического воспитания, как и музыка или литература; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств.
Рассматривание картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты. Благодаря восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка, поэтому с каждым новым периодом эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи. Важно обеспечить ознакомление детей с выдающимися произведениями зарубежного, русского изобразительного искусства и архитектуры. Нужно научить детей понимать неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. В процессе изучения изобразительной деятельности у детей воспитывается потребность доводить начатое дело до конца. В коллективной работе у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, развиваются стремления помочь друг другу. Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение.
Рисунок 4. Занятие в студии «Художественная фотография». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель Зайцев А.Я.
Синтезирующие виды искусства. Театр, цирк, кино (анимация), эстрада обладают большой популярностью, в том числе, и как виды искусства. Они объединяют в себе элементы многих искусств: литературы, живописи, музыки, хореографии. Огромную радость доставляет детям театральное творчество и цирк, их таинственная атмосфера.
Дети очень восприимчивы, и поэтому легко поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом.
Большой эстетически-эмоциональной силой воздействия обладает Театр. Атмосферу восприятия спектакля создают: сценическая выразительность в сочетании художественного чтения, пантомимы, художественно-декоративного оформления, а также музыкального сопровождения постановки. Во время спектаклей в театре или цирке устанавливается творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно подготовить детей к восприятию театрального действа, создать условия, при которых дети были бы способны принять игру актеров на сцене. Сегодня очень важно формировать театральную деятельность у детей. Знакомить их не только с театральными постановками, но и знакомить с историей возникновения театра, обучать их технологиям детского театрального творчества.
Рисунок 5. Шоу-театр «Столица». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива: Карамушка Е.В.
Эстетическое воспитание детей должно быть адекватным современной социокультурной ситуации, поэтому необходимо готовить подрастающее поколение не только к общению с театральной деятельностью, но и к общению с экранной культурой. Самыми массовыми видами экранного искусства являются кино и телевидение, впитавшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса.
Экранные искусства обладают развивающим потенциалом, способны развивать у детей эмоциональную отзывчивость, аналитические и творческие способности, речь, коммуникабельность и многие другие качества. Важно отметить, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве.
Рисунок 6. Шоу-театр «Столица». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива: Карамушка Е.В.
Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. Творческая среда школы – это не только уроки рисования, музыки и различные студии. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательную среду, направленную на развитие творческого потенциала учащихся. Эстетическое воспитание формирует у ребенка отношение к труду, способствует развитию навыка самореализации в творчестве. Детство – период становления человека, когда он находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом возрасте могут быть созданы все условия для развития его нравственно-эстетических потребностей.
Библиография:
- АмонашвилиШ.А.Единство цели.— М.: Просвещение, 1987.— 208с.
- БабанскийЮ.К. Педагогика. // Ю.К под ред.Бабанский[Электронный ресурс] - Режим доступа. — www.detskiysad.ru28.11.2014г.
- Белинский В.Г. О детских книгах/Собрание соч.– М., 1978.– т.3.– с.61
- Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е. Ванслова // Искусство. – 2008. – №2. – С. 28-29.
- Выгодский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965.
- Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х. Гаджиева // Искусство в школе. – № 1. – 2007. – С. 78-80.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей. 2-е изд. – М.: Академия, 2007. – 320с.
- Ильина Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – № 1. – С.13-15.
- Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. – № 1.– С. 20-25.
- Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ. – М.: ИНФРА-М, 1999
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания . [Текст]: уч. пособ. по курсу для студ. пед.инст. / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
- Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. – 2008. – № 5. – С. 69-70.