Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению на конец учебного года. Программа «Перспектива».

Разделы: Начальная школа


1 класс

Два товарища.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
(Медведь, волк, заяц) понюхал ему лицо, подумал, что (весёлый, мёртвый, больной), и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – (волк, медведь, заяц) тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
(Л. Толстой)

ТЕСТ

  1. Где товарищи встретили медведя? Выбери правильный ответ.
    А) в парке
    Б) в лесу
    В) в зоопарке
    Г) в цирке

  2. Как поступил один товарищ? Выбери правильный ответ.
    A) Он стал звать на помощь.
    Б) Он стал дразнить медведя.
    В) Он убежал и спрятался на дереве.
    Г) Он убежал и спрятался за кустом.

  3. Как поступил второй товарищ? Выбери из текста нужное предложение.

  4. Почему медведь отошел от мальчика?

  5. Выбери черты характера для двух товарищей.

      доброта
    Первый мальчик сообразительность
      трусливость
    Второй мальчик отчаянность
      эгоизм

  6. Понял ли первый мальчик, что он поступил не по-товарищески? Какое его действие говорит об этом?

  7. Как решил подшутить над товарищем первый мальчик?

  8. Как ты думаешь, с каким чувством второй мальчик ответил на вопрос своего товарища? Выбери правильный ответ.
    A) со злостью
    Б) с благодарностью
    В) с уважением
    Г) с поучением

  9. К какому жанру относится это произведение? Выбери правильный ответ.
    A) сказка
    Б) басня
    В) рассказ
    Г) стихотворение

  10. Почему Л.Толстой назвал своё произведение «Два товарища»?

  11. Чему хотел научить нас автор этого текста?

  12. Выбери подходящую пословицу к этому тексту.
    А) Старый друг лучше новых двух.
    Б) Сам погибай, а товарища выручай.
    В) Человек без друзей, что дерево без корней.
    Г) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

  13. Какие еще произведения Л. Толстого ты прочитал в этом учебном году?

2 класс

Золотой луг.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь
золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что (поле, лес, луг) был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал (василёк, одуванчик, незабудку) и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять (зелёным, голубым, золотым).
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных (кустарников, деревьев, цветов), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин)

ТЕСТ

  1. Где жил автор? Выбери правильный ответ.
    A) на даче
    Б) в деревне
    В) в городе
    Г) в лесу

  2. В какое время года происходят события описанные автором? Выбери правильный ответ.
    A) летом
    Б) зимой
    В) осенью
    Г) весной

  3. Что говорили жители деревни о луге? Выбери из текста нужное предложение.

  4. Почему луг называли «золотым»?

  5. Как менялся цвет луга в течение суток?

    Желтый утро
      день
    Зеленый вечер
      ночь

  6. Когда автор увидел, что луг не золотой, а зелёный?

  7. С чем автор сравнивает одуванчик?

  8. Почему одуванчик стал для автора одним из самых интересных цветов?

  9. К какому жанру относится это произведение? Выбери правильный ответ.
    A) сказка
    Б) басня
    В) рассказ
    Г) стихотворение

  10. Какие ещё растения всегда поворачивают свои цветы к солнцу?

  11. Какие полезные и лечебные свойства одуванчика ты знаешь?

  12. Выбери наиболее подходящее выражение к этому тексту.
    А) Берегите природу – это наш дом!
    Б) Что летом родится, то зимой пригодится.
    В) Солнце встанет, так и утро настанет.
    Г) Маленькая тайна большой природы.

  13. Какие еще произведения М. Пришвина ты прочитал в этом учебном году?

3 класс

Карлуха.

Карлуха – воронёнок. Живет он во дворе. Тут он делает все, что хочет. А больше всего хочет – прятать. Прячет всё, что только в клюв попадёт. Корка попадёт – корку спрячет, кожура от колбасы – кожуру, камешек – камешек.
Прячет он так. Шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко укромное – тык в него носом! Положит и сверху травой прикроет. Оглядится – никто не видел? – и опять пошагает. Ещё что-нибудь прятать.
Раз он пуговицу прятал. Сунул её в самую густую траву. Ромашки там росли, колокольчики, колоски разные и метёлки. Стал (булавку, пуговицу, монетку) травой прикрывать. Пригнул колосок, а колосок распрямился. Метёлочку пригнул – и метёлочка выпрямилась. Ромашку наклонил – и ромашка поднялась. Колокольчик согнул – и (колосок, василёк, колокольчик) поднялся! Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит. Вот она. У всех на виду. Любая сорока украдёт.
Растерялся Карлуха. Даже крикнул от удивления. Забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать. Сунул в траву, колосок пригнул – а тот распрямился. Колокольчик нагнул – а тот поднялся!
A (вороны, сороки, воробьи) уже близко в кустах тарахтят, прямо как спички в коробке. Вот-вот (булавку, пуговицу, монетку) увидят. Скорей запихнул Карлуха её под кирпич. Побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку. Моху нащипал – все щёлочки законопатил. Камешек с боку привали. И для верности ещё сам сверху на (доску, кирпич, камень) сел.
A сороки нахальные всё равно тарахтят! Уж, наверное, замышляют что-то.
Карлуха сердится. Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает – так и летят во все стороны. А мне со стороны кажется, что он на (ромашке, одуванчике, васильке) гадает: украдут – не украдут, украдут – не украдут?
И всё-таки (булавку, пуговицу, монетку) ту сороки у Карлухи украли.
Н. Сладков.

ТЕСТ

  1. Что любил делать воронёнок? Выбери правильный ответ.
    A) играть с птенцами
    Б) умываться в луже
    В) прятать найденные вещи
    Г) нападать на других птенцов

  2. В какое время года происходят события описанные автором? Выбери правильный ответ.
    A) летом
    Б) зимой
    В) осенью
    Г) весной

  3. Как повёл себя Карлуха, когда потерпел неудачу первый раз? Выбери из текста нужные предложения.

  4. С чем сравнивает автор тарахтение сорок?

  5. Как прятал Карлуха пуговицу? Установи соответствия (по тексту).

    Камушек законопатил щёлочки
    Щепочка привалил с боку
    Мох заткнул дырочку

  6. Что Карлуха сделал для верности, чтобы вороны не нашли пуговицу?

  7. Почему воронёнок продолжал сердиться?

  8. Что показалось автору, когда Карлуха сорвал ромашку?

  9. К какому жанру относится это произведение? Выбери правильный ответ.
    A) сказка
    Б) басня
    В) рассказ
    Г) стихотворение

  10. Какие еще птицы собирают и прячут найденные вещи?

  11. Какие черты характера воронёнка показаны в произведении?

  12. Выбери наиболее подходящую пословицу к этому тексту.
    А) Глаза страшат, а руки делают.
    Б) Маленькая рыбка лучше большого таракана.
    В) Что больше натягивать, то скорее лопнет.
    Г) Дело мастера боится.

  13. Какие еще произведения Н. Сладкова ты знаешь?

4 класс

Дружба.

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели в окно. А на дворе вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем черная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит (ворон, дятел, грач) по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами.
Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы хотели его подкормить, только мало ему доставалось: (сороки, вороны, воробьи) всё съедали. А (ворон, дятел, грач) тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?..
…Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит.
Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды. Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в (коробке, мешке, ящике) всю зиму! Решили на волю выпустить: может, он теперь перезимует как-нибудь.
A грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней.
Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А (ворона, сорока, воробей), будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет. Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.
…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются. Только наш (ворон, дятел, грач) не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
(По Г. Скребицкому) 

ТЕСТ

  1. Где автор увидел грача? Выбери правильный ответ.
    A) на заборе
    Б) на крыльце
    В) на дереве
    Г) на дворе

  2. В какое время года происходят события описанные автором? Выбери правильный ответ.
    A) летом
    Б) зимой
    В) осенью
    Г) весной

  3. Как автор называет ворон? Выбери из текста нужные предложения.

  4. Зачем дети поместили грача в ящик?

  5. Как поступил грач, когда его выпустили на волю? Установи соответствия (по тексту).
    A) улетел и больше не вернулся
    Б) не смог улететь, так как разучился летать
    В) улетел, но стал прилетать в гости
    Г) остался жить во дворе

  6. К какой птицей подружился грач?

  7. Чем кормили дети гостей на балконе? Выбери правильный ответ.
    A) зерном
    Б) пшеном
    В) крошками от хлеба
    Г) мочёным хлебом

  8. Как изменилась жизнь грача с приходом весны?

  9. К какому жанру относится это произведение? Выбери правильный ответ.
    A) сказка
    Б) басня
    В) рассказ
    Г) стихотворение

  10. Что хотел сказать автор, описывая события в своем произведении?

  11. Подумай, вспомни, какие птицы хорошо поддаются дрессировке?

  12. Выбери наиболее подходящую пословицу к этому тексту.
    А) Хорошо тому добро делать, кто помнит.
    Б) Маленькая дружба лучше большой ссоры.
    В) Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
    Г) Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  13. Какие еще произведения Г. Скребицкого ты знаешь?

Вариант для печати