Урок математики «Доли и дроби».

Разделы: Математика


Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: закрепление понятий «доля» и «обыкновенная дробь» путём решения различных типовых задач.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; работать в паре по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся должны знать, что такое «доля», «обыкновенная дробь», что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби; владеть умениями и навыками решения простейших текстовых задач.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать и осуществлять последовательность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения; коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия

Обыкновенная дробь, доля, числитель, знаменатель.

Ресурсы:

  1. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс»./ Ерина Т.М.-8-е изд., переработ. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Тесты по математике. 5 класс./ Журавлёв С.Г., Ермаков В.В. и др. М. – «Экзамен», – 2013.
  4. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. М.: Мнемозина, 2011.
  5. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. /Жохов В.И. – М.: Мнемозина, 2011.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

Тип урока – закрепление изученного материала. Технология – ТРКМ на уроках математики.

Технология проведения Деятельность учителя Задания для учащихся Деятельность учеников Универсальные учебные действия

1. Вызов. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки.

Устанавливает тематические рамки.

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем гостей сегодняшнего урока.

Прозвенел звонок, начался урок.
Встали ровно…Тихо сели…
На меня все посмотрели…
Улыбнулись …В добрый час!
Всё получится у нас!

Начнём с игры «Верю – не верю». (Слайд 1) (Приложение 1) Обсудите в парах утверждения и дайте свои заключения: что – правда, а что – нет.

Учитель устно опрашивает пары учеников, которые должны обосновать свой ответ.

– Опираясь на предложения таблицы, сформулируйте тему нашего урока, цель нашей работы. (Слайд 2)

Устно выполняют задания, представленные на слайдах.

Проговаривают шаги учебной деятельности.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;

коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

2. Осмысление.

Цель: создать условие для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Организует выполнение учащимися заданий текста на новые знания, организует взаимную проверку результатов и работу над ошибками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель проверяет результаты тестов на компьютерах. Выставляет оценки.

 

 

 

Четверо учащихся поработают с тестами на компьютерах.

Остальные ребята возьмите, пожалуйста, в руки конверт с заданиями и достаньте лист №1. Продолжаем работу в парах. (Приложение 2).

– Предлагаю вам задать несколько вопросов к тексту, ответы на которые помогут тексту звучать естественнее.

– Сколько граммов сахара купила мама?

– Какую сумму в рублях она заплатила за покупку?

– Сколько минут она была в магазине?

– Какое расстояние в метрах она прошла от магазина до дома?

1 помощник – ученик у доски. Фронтальная работа с классом.

Прочитайте теперь текст по-новому.

Возвращаются ученики, работавшие за компьютерами.

Поработаем с учебником. С.141, №891. Один ученик работает у доски.

Ответ: 20 мин., 25 мин.

[Самостоятельно в парах выполните решение заданий листа №2 из конверта. Выполним проверку. (Приложение 2) – если успеваем по времени.]

На с. 141 рассмотрим решение задачи №896.

Теперь давайте попросим встать всех мальчиков в классе. Посчитаем мальчиков. Мальчики присаживаются. Встают девочки. Посчитаем девочек. Девочки присядут. Посчитаем гостей. Попросим их встать. Спасибо гостям. Сколько всего в классе людей? Какую часть присутствующих составляют девочки? Мальчики? Гости? Учитель?

Выполняют задания. При взаимной проверке называют место своего затруднения и его причину. Исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действуют по предлагаемому алгоритму.

Выполняют записи в тетрадях

  • Д –
  • М –
  • Г –
  • У –

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

регулятивные – уметь планировать и осуществлять последовательность действий, вносить необходимые коррективы после его завершения;

коммуникативные – совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, извлекать из математических текстов необходимую информацию.

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Работа фронтально с привлечением документ – камеры.

Лист 3. (Приложение 2)

Выполним практическое задание.

Подведём итоги работы на уроке. Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли этих целей? Чему новому вы научились? Что хорошо запомнилось? Чья работа вам понравилась? Что нужно доучить дома?

Домашнее задание: п. 23, стр. 138-139, №№916, 929, 932. (Слайд 3)

(Слайд 4)

– Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи – и придёт к тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.

Спасибо за урок, дети!

Следят за ходом решения, делают необходимые записи в тетрадях. Проговаривают выводы как результат анализа правильности деятельности.

Записывают в дневники домашнее задание.

познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, извлекать из математических текстов необходимую информацию.