Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») на тему «Печорин как представитель "портрета поколения"». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • Образовательная: научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке;  помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев
  • Развивающая: развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

ХОД УРОКА

1. Литературная разминка по главе «Бэла»

Кроссворд по 1 главе романа «Герой нашего времени».

По горизонтали:

2. Кто такой абрек? Как вы понимаете это слово?
4. Кто это: «Славный был малый, только немного странный».
7. Орудие убийства.
8. Кличка лучшего друга абрека, не раз спасавшего его от смерти. 
9. Имя героини романа.
11. Животное – друг абрека?
12. Где происходят события?
14. Животное, на которое опасно охотиться. 

По вертикали:

1. Что оставил герой романа Максим Максимычу?
3. Что разлучило главных героев?
5. Любимое занятие от скуки главного героя.
6. Кто сказал эти слова: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…».
9. Кем он является героине?
10. Какое чувство держало героиню в плену?
13. Кто убил героиню? Его имя? 

2. Основополагающий вопрос

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то, и другое будет ложно».

Кто же он – герой Лермонтова?

3. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план главы. Теперь отберем эпизоды, наиболее важные для понимания характера Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2.  Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.

4. Работа в группах

Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.

1-я группа – рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1. Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика?  (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях.) В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина?  Каково их отношение к Бэле?
2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?
3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?
4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

2-я группа – Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

1. Где Печорин впервые увидел Бэлу?
2. Какое впечатление произвели они  друг на друга?
3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?
4. Каким мы видим Печорина в     этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

3-я группа – Печорин и Бэла. Любовь.

1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?
2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?
3. Как Печорин добивался любви Бэлы?
4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных  глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).
5. Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.
6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

4-я группа – Печорин и Бэла. Смерть героини.

1. Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось ? (Процитируйте слова героя)
2. Как погибла Бэла?
3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?
4. Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

5-я группа – Печорин на фоне других героев повести.
1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?
2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?
3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?
4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

6 группа – Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1. Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.  
2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?
(В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7-я группа – Роль пейзажных зарисовок  в повести.

1. Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.
2. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания?
3. Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?
(Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

5. Обобщение учителя

В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа .

6. Рефлексия

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

7. Выставление оценок. Домашнее задание. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»