К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои

Разделы: Литература, Начальная школа

Ключевые слова: литература, погружение в текст


УМК «Перспективная начальная школа».

Педагогические цели: формирование представлений о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, формирование работы с текстом, формирование навыков работы в группе, отработка следующих навыков: работа с источниками, систематизация информации, взаимопроверка, взаимопомощь, построение логического рассуждения, самооценка своей работы.

Методическая цель: представить урок  как систему, способную формировать многомерные компетенции у современного младшего школьника – системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.

  1. Формирование системности обеспечит учащимся организацию их учебной деятельности. Современный ученик должен научиться рассматривать любые событие, явление, процесс или объект одновременно с разных точек зрения и в то же время – целостно.
  2. Формирование структурированности следует научиться распределять свои знания по разным основаниям: по важности (тактическая, стратегическая), по значимости (первостепенная, второстепенная), по времени (бессрочная, долгосрочная, среднесрочная, срочная) и т.д.
  3. Формирование мобильности ребёнка – дать ему возможность научиться свободно ориентироваться во всех трёх мирах – внутреннем, внешнем, виртуальном, получая больше информации и имея больше личных контактов, что способствует расширению всех «измерений» ребёнка, подкрепление одного «мира» другим.
  4. Формирование у школьников многофункциональности позволяет им выполнять несколько видов деятельности на хорошем уровне.
  5. Формирование многозадачности – навык, решая одну задачу, находить решение одновременно для ещё нескольких.
  6. Формирование синергетичностиумение найти и сформировать такую группу, сплочение которой позволяет способностям раскрыться ещё больше при содействии единомышленников.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся:

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приёмы здоровьясбережения: две разминки, перемещение по классу, подъёмы и повороты сидя на местах.

Дидактические материалы:

  1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс// Учебное пособие для учащихся. 3 класс.//2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Академкнига/Учебник
  2. «Физминутка»/мультимедиа-продукт, аудиофайлы «Музыка для разминки»
  3. Листы для обсуждения
  4. Карточки с заданиями по тексту

Оборудование: нумерация команд

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Разминка. Игровое упражнение «Вертушка»: поворачиваем голову к номеру, названному учителем (от 1 до 8)

3. Словарная работа

Вы познакомились с произведением Константина Паустовского «Заячьи лапы». Какие слова были непонятны, вызвали затруднения – составьте свой список. Затем обсудите его в команде.
Обсуждение списка слов

4. Действующие лица

Составьте общий список действующих лиц рассказа
(Ваня, ветеринар, заяц, дед, бабка Анисья, аптекарь, Карл Петрович, сотрудник московской газеты, профессор)
Распределите действующих лиц в три столбика по отношению к зайцу:   +   ;   +/ –   ;  –
Фасилитирующий вопрос:
Аргументируйте свой выбор

5. Разминка

6. Задания по тексту

Дети объединяются во временные группы для выполнения заданий:

1) Докажите, используя текст, что деда спас именно тот заяц, в которого он стрелял
2) Докажите, используя текст, что Ваня очень добрый и чуткий мальчик
3) Найдите описание лесного пожара
4) Докажите, дед и Ваня проявили упорство, чтобы спасти зайца

Обсуждение и выступление
Возвращение в свои группы

7. Роль зайца в этой истории

Фасилитирующие вопросы:

Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

Обсуждение и выступление:

Заяц сыграл важную роль в судьбе Вани.
Во-первых, если бы не заяц, то дед Ларион погиб бы, и сирота Ваня остался бы вообще без родных людей.
Во-вторых, заботясь о зайце, Ваня понял, что такое благодарность, что можно быть благодарным не только людям, но и животным, и явлениям природы, и другим проявлениям мира.
В-третьих, Ваня учился самоотверженности и внимательности. Когда он понял, что заяц хочет пить, он прямиком помчался через лес к озеро, чтобы дать зайцу напиться.
В-четвертых, он учился доводить задуманное дело до конца, не останавливаясь на полпути. Когда ветеринар отказался лечить зайца, Ваня и дед могли бы опустить руки: ну что они сами могут сделать! Но Ваня и дед идут в город, ищут врача и уговаривают его лечить зайца.
В истории с зайцем Ваня проявил внимательность, заботливость, сострадание и настойчивость.

Вопросы для развития собственного мышления и осознания учениками – требуют уточнения, причины, доказательства, обоснования; создание дискуссий на уроках для выявления разных мнений, пояснение и раскрытие значений

8. Разминка

9. Выборочное чтение

Каждая команда выбирает отрывок для прочтения, выбирает чтеца (или чтецов).

10. Подведение итогов урока

Как вы оцените свою работу?
Что вас затруднило на уроке?
Используете ли вы полученные сегодня знания?

11. Домашнее задание

Провести сравнение произведений А.Куприна «Слон» и К. Паустовского «Заячьи лапы».