Программные задачи:
образовательные:
- познакомить с новыми буквами и звуками;
- формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
- закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных;
развивающие:
- развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес;
- развивать умение работать с разной информацией;
воспитательные:
- воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
- воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки;
- воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Межпредметные связи: Обучение грамоте, литературное чтение, русский язык, логопедия.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.
Ход урока
I. Оргмомент
1. Положительный настрой на урок. (Слайд 2).
Мы умны, бодры, здоровы
И к работе мы готовы!
-Сначала на своё место сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?
-Теперь сядут те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука, с твёрдого согласного звука.
- Молодцы, никто не остался без места.
2. Знакомство со звуками занятия. ( Слайды 3-4)
- Посмотрите кто к нам пришёл. С какого звука начинается имя этого героя?
- А с кем дружит Маша?
- Ребята, давайте подумаем и определим цели нашего урока. (Мы будем слушать и различать новые звуки, познакомимся с новой буквой.)
- Молодцы!
- Маша тоже хочет учиться, просит вас и медведя ей помочь. (Слайд 5)
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайд 6).
- Произнесите звук [м]. При произнесении этот звука есть преграда, с помощью которой образуются согласные звуки, а так же голос, с помощью которого образуются гласные звуки. Такие согласные называются звонкими. Звонкость обозначается точкой в квадрате, как будто нарисована кнопка звонка.
- Давайте прочитаем, что мы услышим: [М-м-м-а-ш-а], [М-м-м-и-ш-а].
- Расскажите про звуки нашего урока. (Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый (обозначаем квадратом синего цвета); звук [м’] – согласный, звонкий, мягкий (обозначаем квадратом зеленого цвета; тот звук, который мягкий, обозначен запятой.)
2. Звуко-буквенный анализ слов
Фронтальная работа над словом МАША (один ученик работает у доски).
Слово МИША разбирают самостоятельно и при проверке составляют схему к слову. (На доске схемы слов МАША, МИША)
- Чем похожи эти 2 слова?(4 звука,2 гласных,2 согласных, одинаковые третий и четвёртый звуки).
- Чем различаются (Первым и вторым звуками).
3. Знакомство с буквой М (Cлайд 7)
- На письме звуки [м]- [м’] обозначаются прописной буквой “М” и строчной буквой “м”.
- Послушайте стихотворение. (Слайд 8)
Вот качели буква М!
Здесь качаться можно всем!
- Посмотрите на запись алфавита, найдите там букву М, назовите её соседей справа и слева.(Слайд 9)
4. Физкультминутка. (Слайды 10-11)
- Маша хочет с вами поиграть в игру “Поймай звук”. Подпрыгните, если услышите звук [м] или присядьте, если в слове есть звук [м’].
Молоко, мороженое, город Москва, мышка, море, медведь, Марина, мост, мука, мяч, Мальвина, Михалков, Маршак.
5. Работа в тетради “Я учусь читать и писать”
- Найдите фрагменты с буквой М, раскрасьте и вы увидите. Во что любят играть Маша и Миша.
- Не забудем научить Машу правильно сидеть за партой.
Тетрадь с наклоном положу.
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
6. Дифференциация[ м] –[ м’] в слогах. (Слайды 12-13).
- Прочитайте слоги вместе с Машей столько раз, сколько он крутится МА – МО – МУ - МЫ – МЕ – МЮ - МЁ – МИ – АМА.
- Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [м’], затем с твердым [м].
7. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 14)
- Распутай слова с Мишей.
РАЖМИ ХОМУМОР ЛОМОТОК ЛАДМАРМЕ КАЗЫМУ ДОМЕВЫЙ КОЛОМО ГАЗИНМА
8. Физминутка для глаз (закрыть глаза; не открывая глаз посмотреть направо, налево; открыть посмотреть вдаль.)
9. Дифференциация[ м] – [м'] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)
- Помогите Маше разгадать загадки, которые придумал медведь. Скажите какой звук в слове- отгадке твердый или мягкий.
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают...(мед)Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: “Вкусный ...!” (помидор)За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
III. Итог урока
- С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)
- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м'].)
Оценивание
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Понравился ли вам урок?
- Кому урок понравился - похлопайте.
- Кому очень понравился - похлопайте сильнее. (Слайд 24)
Маша и Миша благодарят вас и дарят фрагмент мультфильма. (Слайд 25)