Педагогическая мастерская: обучение педагогов актерскому мастерству

Разделы: Общепедагогические технологии


Профессиональный стандарт педагога требует от воспитателя наличие умения "Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)". Следовательно, вовлекая детей в различные виды театрализованной деятельности, педагог должен обладать навыками драматурга, режиссера, актера, бутафора, костюмера. Более того, способность педагога к актерской деятельности - ключевая характеристика педагога, любимого детьми.

Педагогическая Мастерская - колыбель театрального становления педагога. В части обучения педагогов актерскому мастерству выделяются несколько важнейших этапов.

I этап - наличие у педагога дополнительного образования. Подготовка в области музыкальной, хореографической, театральной, спортивной, иной творческой деятельности, полученной на этапе освоения среднего общего и профессионального образования.

II этап - самообразование педагога: посещение драматических, кукольных и иных театральных спектаклей в исполнении профессиональных актеров. Желательно пополнить это направление деятельности организацией экскурсии в творческие мастерские театров, установление контактов с актерами, режиссерами и другими служителями театрального искусства.

III этап - организация самодеятельной театральной студии в детском саду. Понятие студии условно, как и её границы: при подготовке праздников и развлечений все сотрудники детского сада и частично родители становятся драматургами, режиссерами, бутафорами и костюмерами. Успешное руководство деятельностью этого огромного самодеятельного театра - одна из функциональных обязанностей заведующего детским садом. Главный помощник в организации этого сложного дела - традиции, сложившиеся, или формирующиеся, но именно они управляют сложным процессом организации театрализованного праздника для детей.

Для педагогов детского сада Балкыш традиция самостоятельно организовывать праздничные представления - часть школы профессионального мастерства. Праздники и развлечения - еженедельное, а в летний период - ежедневное мероприятие. Организация развлечений - коллективная работа, которой по традиции руководят опытные педагоги, постепенно вовлекая и доверяя более ответственные обязанности педагогам начинающим.

Особо следует остановиться на обучении педагогов исполнению ролей на праздниках и развлечениях. Каждому педагогу независимо от способностей и одаренности в области театрального искусства, приходится исполнять роль ведущего праздника.

Требования к исполнителю роли ведущего.

Внешний вид обаятельный, праздничный - весь праздник ведущий будет на виду, ему разрешено перемещаться по сценической площадке. В Балкыш решили тему внешнего вида ведущего - сшили несколько комплектов тематических женских костюмов, поэтому каждый ведущий может подобрать костюм, подходящий по теме мероприятия, сочетающийся с оформлением зала, удобный в работе.

Сценическая речь ведущего: выразительная, внятная, обращенная к участникам, зрителям, персонажам, наполненная эмоционально. Ведущий должен наизусть знать свой текст, роли персонажей и слова детей: ведь, для успешного течения праздника важна во время поданная реплика, пусть даже иногда она подана не тем героем. Поэтому подготовка ведущего начинается задолго до события: текст заучивается, подбираются интонации, речь дополняется жестами, определяются места подачи реплик, перемещения ведущего.

Требования к исполнителю взрослой лирической роли.

Лирический персонаж на празднике – образец для детей исполнения главных ролей в театрализованном действе. Зимушка, Весна, Березка, Осень, Белоснежка, Золушка и другие аналогичные роли. Персонажи олицетворяют в себе нежность, женственность, женскую красу. Они служат образцом для исполнения ролей Снегурочки, Машеньки, которые играют девочки старшего дошкольного возраста. Исполнитель роли должен владеть пластикой движения, навыками сольного и ансамблевого вокального исполнительства, обладать приятным тембром голоса. Обычно эту группу ролей исполняют молодые педагоги.

Требования к исполнителю взрослой характерной положительной роли.

Характерные положительные персонажи на празднике – это Дед Мороз, Сказительница, Бабушка, Емеля, Кот в сапогах, Старик Хоттабыч и другие герои, задача которых создать обстановку загадочности, интригующих волшебных превращений, развеселить детей, вовлечь их в увлекательное действо. К исполнителю этих ролей предъявляются требования характерного для роли тембра речи, мужские роли допускают как низкий, так и высокий тембр. Персонажи животных озвучиваются с элементами звукоподражания (мурлыкание, мяукание и т.п.). Играют такие роли педагоги и их помощники независимо от возраста, комплекции, часто, персонаж прописывается под конкретный типаж. Большую роль в исполнении данных ролей играет использование грима, элементов костюма. Следует помнить о сложности исполнения характерных ролей, они требуют большей физической нагрузки, поэтому не должны быть продолжительными по времени.

Требования к исполнителю характерной отрицательной роли.

Праздники для детей старшего дошкольного возраста отличаются введением отрицательных персонажей. Баба Яга, Снежная Королева, коварная Шахерезада, Морская Ведьма – персонажи, от появления которых захватывает дух, детям и страшно, и весело, выброс эмоций в визге, крике. Исполнение ролей этих героев требует особой точности работы с атрибутами, тщательного подбора интонации, отточенности движений. Здесь играет роль, как ловко выполнена пробежка, как точен и своевременен поворот головы и другие “мелочи”. Если роль озвучивается вместе с шумовыми эффектами, имеет значение синхронность действий.

Требования к исполнителю роли неодушевленного предмета.

Казалось бы, что стоит сыграть бессловесную роль Домика на курьих ножках или оживающего Мешка? От исполнителя таких ролей требуется хорошая координация движений и физическая выносливость. Следует отметить, атрибуты, костюмы, шумовые эффекты имеют решающее значение в создании образа.

Первые репетиции роли проводятся группой: традиционно, сценарий праздника тематически единый, поэтому дети всего детского сада в равной степени станут участниками праздничного действа. На случай форс-мажора всегда есть возможность заменить исполнителя роли, что немаловажно для женского коллектива. Нередко, педагоги играют несколько ролей. Например, в своей группе исполняется роль Зимушки, а для соседней группы тот же педагог играет Снежную Королеву. В коллективе целая плеяда исполнителей лирических ролей, а роли Деда Мороза традиционно исполняют три-четыре воспитательницы, наиболее точно передающие колорит персонажа. Ни у малышей, ни у старших детей и сомнения не возникает в том, что Дед Мороз настоящий – так точно исполняется образ главного волшебника.

Следующий этап репетиций - это репетиции с персонажами: сыгранность ведущего и персонажа - основа успешного театрального действа. В этот период репетируют и ассистенты персонажей и ведущих: вовремя подать и убрать атрибуты, обеспечить активность каждого ребенка и родителей и т. д.

Заключительный этап подготовки праздничного спектакля - генеральная репетиция. Она проводится в костюмах, с применением всех атрибутов и спецэффектов. От настоящего праздничного действа отличие только в одном - роли детей будут исполнять их наставники. Репетиции праздников играют неоценимую психологическую роль: самодеятельные артисты, проигрывая свою роль перед условной публикой, избавляются от комплексов, уверенно чувствуют себя при публике - так формируется ещё одна составляющая профессионального мастерства педагога - умение публично представлять свой опыт работы.

Приложение 1. Сценарий “Новогодние приключения Деда Мороза”.

Приложение 2. Презентация “Один день в театральной студии Балкыш