Деятельностный подход при изучении темы «Давление газа» на уроках физики. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Недавно мы с учителями начальных классов обсуждали введение ФГОС в основной школе. И одна из учителей 2 класса сказала, что только теперь она поняла, почему стали вводить новые стандарты. Дело в том, что почти все её ученики – гиперактивные дети. Их трудно удержать 40 минут за партой, они всё время хотят прыгать, бегать и что-нибудь делать. Она хвалит учебники для начальной школы, потому что там много заданий для организации деятельности учащихся, им не приходится скучать, всё время учитель переключает их с одного задания на другое, подталкивая ребят к размышлениям, исследованиям и выполнению различных проектов.

Учителям основной школы с 1 сентября только предстоит принять этих непоседливых и смышлёных ребятишек. Конечно, есть волнения: справимся ли мы? Но мне кажется, что учителя физики всегда использовали активные методы работы на своих уроках. Ведь невозможно на уроке физики, особенно в 7–9 классах, просто сухо читать лекции для учащихся. Я всегда старалась отходить от традиционных уроков, где всё, начиная с цели урока и заканчивая итогом, идёт от учителя. Дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Поэтому почти все мои уроки являются деятельностными: ученики не пассивно наблюдают за моей работой, а высказывают гипотезы, экспериментально их подтверждают, самостоятельно делают выводы. Опора на жизненный опыт позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности. А моя задача– показать им, что школьные уроки физики – это необходимая подготовка к жизни, поэтому всегда привожу примеры из своего опыта. Например, в начале урока о давлении газа в 7 классе рассказала о баллоне газа, который когда-то стоял у нас на кухне у отопительной батареи. Пришли работники из Гор газа и отругали нас. Почему, о чём они нас предупредили? Я не даю готовых знаний, а через беседу создаю условия для детской инициативы и самостоятельного поиска ответов.

Планы уроков я тоже стала писать по-другому, прописывая и деятельность учителя, и деятельность ученика:

Организационный этап урока

Задачи урока

для учителя (целеполагание)

Деятельность учителя Деятельность учащихся Прогнозируемые результаты деятельности ученика - развиваемые у  учащихся виды УУД
Подготовить психологически учащихся к обучению Обеспечивает благоприятный настрой. Предлагает разделиться на группы и распределить роли. Настраиваются на работу. Делятся в группы по три человека. Распределяют роли специалистов по газам, твердым телам и жидкостям. Личностные: интерес к учебе.

Коммуникативные:

контроль и оценка своей готовности к уроку, умение договориться

Определение целей деятельности на уроке

Подтолкнуть учащихся к определению темы урока. Просмотр видеофрагмента из м/ф “Винни Пух”.

Предлагает надуть шары.

Задаёт наводящие вопросы. Предлагает сжать их.

Подводит итог обсуждению, объявляя тему урока, говорит о важности изучения данной темы.

Смотрят м/ф.

Надувают шары, сжимают их, отвечают на вопросы, высказывают предположения о теме урока, записывают в тетрадь.

Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении.

Актуализация знаний

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала, необходимого для изучения новой темы. Предлагает нестандартные задания и ситуации для применения старого знания и введения нового материала. Предлагает специалистам по газам, жидкостям и твёрдым телам собраться в группы и изобразить движение молекул. Учащиеся разбиваются на группы, изображают движение молекул, рассказывают о нём, о свойствах газов, жидкостях и твёрдых тел. Просмотр видеофрагмента о свойствах газа. Коммуникативные:

вступают в учебный диалог, овладевают монологической и диалогической формами речи. Умение договориться в группе о совместной деятельности.

Общеучебные: умение предъявлять информацию в словесной и символической форме.

Открытие новых знаний

Подтолкнуть учащихся к выдвижению гипотезы о причине давления газа, проверка этой гипотезы В чем состоит причина давления, производимого твердыми телами, жидкостями и газами? Как узнать?

Предлагает провести эксперимент

Затрудняются с ответом, высказывают гипотезы. Проводят эксперимент с надуванием шара, наполнением пакетов водой и предметами. Коммуникативные:

вступают в учебный диалог, высказывают предположения, слушаю друг друга.

Универсальные: выдвижение предположения, наблюдение, анализ результатов эксперимента и построение вывода.

Регулятивные: выдвижение гипотез, прогнозирование результата, наблюдение

Личностные: мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно – ориентированного подхода

Создание проблемной ситуации Давление в твердых телах и в жидкостях обусловлено действием на них силы тяжести. Именно она их тянет книзу. Но ведь в газе тоже есть молекулы – и они тоже притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору? Проблемная ситуация! Затрудняются с выводом.

Еще раз изображают движение молекул газов.

Делают вывод о причине давления, производимого жидкостями, газами и твердыми телами.

Просмотр видеофрагмента Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и прочитать в учебнике вывод, используя несколько видов памяти учащихся. Смотрят видеофрагмент, читают вывод в учебнике на стр. 85 (второй абзац). Записывают вывод в тетрадь: в газах давление создаётся ударами беспорядочно движущихся молекул.
Выяснение значения давления в газах по всем направлениям Учитель задаёт вопрос: “А одинаково ли это давление по всем направлениям?”, выслушивает предположения, предлагает проверить различные точки зрения с помощью воздушного насоса и шприцов.

Что происходит с размерами шарика?

Выдвигают гипотезу, проверяют с помощью воздушного насоса. Затрудняются с объяснением результата эксперимента (увеличение объема шара по всем направлениям при откачивании воздуха).Такой же эксперимент вы делают на местах: специалисты по газам берут шприцы с маленькими резиновыми шариками внутри. Закрывают отверстие пальцем и перемещают поршень вниз. Смотрят видеофрагмент с тем же опытом, где шарик лопается. Теперь делают вывод самостоятельно: газ давит по всем направлениям одинаково.
Установление на практике, от чего зависит давление газа От чего зависит давление газа?

Предлагает выдвигать предположения и способы их проверки. Предлагает разным группам учащихся выбрать оборудование на столе для проверки своих предположений.

Делятся на группы, обсуждают и выбирают оборудование и на практике устанавливают, от чего зависит давление газа:

1. Ударяют по подвижной стенке маленькими и большими шариками.

2. Надувают шарик обычным способом

3. Надувают шарик с помощью воздушного насоса

4. Стреляют из воздушного пистолета

5. Дуют в пластмассовую трубку со скрученной бумажной трубкой на конце

6. Пробуют удалить вмятину на оболочке мячика для настольного тенниса.

7. Нагревают ладонями перевёрнутую и опушенную тонким концом в воду стеклянную колбу.

8. Перемещают поршень в шприце с резиновой плёнкой на конце и наблюдают за выгибанием и втягиванием этой плёнки.

Наблюдают, анализируют, делают выводы

Закрепление материала

Повторение изученного, систематизация, решение задач Предлагает самостоятельно повторить изученный материал по опорному конспекту.

Предлагает задачи из сборника задач по физике В.И.Лукашика для 7–8 класса

Повторяют по опорному конспекту, рассказывают в парах друг другу.

Решают и обсуждают качественные задачи.

Познавательные – структурирование знаний, обобщение

Проверка знаний

Тестирование Предлагает задание на проверку усвоения нового материала Индивидуальная работа с тестом Регулятивные:

коррекция, оценка и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Рефлексия

Заполнение анкеты рефлексии Предлагает анкету для осмысления и анализа своей деятельности на уроке Осмысление своей работы на уроке и индивидуальное заполнение анкеты Личностные:

формирования ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения

Разнообразные виды деятельности позволяют поддерживать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Весь урок происходит постоянная смена видов деятельности – опыты, эксперименты, демонстрации, работа с учебником, просмотр презентации и видеофрагментов, решение задач. Компьютерная поддержка в виде презентации и видеофрагментов помогают красочно иллюстрировать урок. Обеспечение занятости каждого ученика позволяет избежать пассивных созерцателей. Применяя в конце урока выходной контроль в виде теста, можно выяснить, освоен ли Обязательный минимум каждым учеником.Обязательная рефлексия поможет учащимся осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать трудности и успехи. А для учителя послужит информацией к улучшению его дальнейшей работы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5