Урок истории древнего мира «Родовые общины охотников и собирателей». 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Общая дидактическая цель: создать условия для:

- осознание и осмысление блока новой учебной информации

- первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды

Развивающий аспект:

Развитие мыслительных качеств:

- выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине

- выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете

Воспитательный аспект:

- формирование БНЦ Семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира

Планируемые метапредметные результаты

Личностные УУД

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные УУД

Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД

Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционный с элементами практической работы

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)

По характеру познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый

Элементы педтехнологий: - проблемное обучение, ТРКМ, проектное обучение

Педтехники: - ПОПС – формула, - Блиц-опрос, - Мозговой штурм

Структура урока:

  1. Начало урока. Организационный момент.
  2. Этап мотивации актуализации и целеполагания.
  3. Этап изучения блока новой учебной информации.
  4. Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.
  5. Рефлексивно-аналитический этап
  6. Домашнее задание

Термины и понятия, актуализируемые и вводимые на уроке:

Актуализируемые Вводимые
- копье

- гарпун

- лук и стрелы

- мамонт

- родовая община

- загонная охота

- ледник

- каменный век

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карта “Расселение людей в древности”, схема “Родовая община”, опорный конспект

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УДД
1.Организационный этап Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Настраиваются на работу  
2.Этап мотивации и целеполагания Около 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.

Противоречие: животные вымерли/ люди выжили

Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?

Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?

Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)

Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?

Учитель: Что нужно сделать?

Цель: выяснить, почему это произошло?

Учитель: Что нам может помочь в этом?

Средства: учебник, слово учителя, интернет…

Действия: что нужно сделать для решения проблемы?

1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения

2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. (Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)

Коммуникативные УУД.

Уметь строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

3.Этап изучения блока новой учебной информации. Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей”

Прослушайте интересную задачу и найдите ответ:

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником

Инструкция учителя на слайде презентации или на доске

1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.

2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты

3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины

Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?

Ученик записывают тему урока в тетрадь.

Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.

Познавательные УУД.

Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах.

Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике.

4.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности. Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний.

Новые орудия труда (1 ряд)

Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему?

- копье

- гарпун

- лук и стрелы

(Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации)

Задание 1 (на слайд)

А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)

Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.

Список событий и явлений

Их правильная последовательность

А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами

Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.

В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.

Здесь представлен процесс __________

Потому что ______________________

Новые способы охоты (2 ряд)

Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты

- загонная охота (иллюстрация учебника, слайд)

Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее?

- ловушки

Родовая община (3 ряд)

Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество.

Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща

? Почему люди стали объединяться в родовые общины?

Задание

Чтобы проверить, как мы уяснили это материал, ответим на вопрос: какие утверждение подходят к родовой общине, а какие нет? (Фронтальная работа со слайдом)

  1. Происхождение от одного предка – человека или животного.
  2. Все члены общины соседи, но не родственники.
  3. Каждая семья обрабатывает свой участок земли.
  4. Во главе стоят старейшины – самые опытные и мудрые.
  5. Совместная работа на полях.
  6. Во главе стоят самые богатые люди.
  7. Урожай и добыча делятся поровну.
  8. Каждая семья живет в своем маленьком доме.
  9. Все важные вопросы решаются на общем собрании.
  10. Общие праздники и религиозные церемонии.
  11. Каждый добывает пищу для себя сам.
  12. Общие большие дома.

Решение проблемы:

Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?

- приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);

- новые изобретения (орудия труда, способы охоты);

- взаимопомощь (родовые общины)

Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания, предложенные учителем на слайдах.

После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

5.Рефлексивно-аналитический этап Рефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей?

Задание (фронтальная работа, Слайд)

А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.

Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.

Позиция Я считаю, что, с одной стороны ____ НО, с другой стороны,
Аргумент Потому что Потому что
Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации. Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД.

Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Коммуникативные УУД.

Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

6.Домашнее задание Инструктаж учителя:

Инвариантное:

Параграф 2 пересказ

Вариативное:

- Задание учебник с. 17: подготовьте сообщение о находках мамонтов на территории России (используйте ресурсы Интернет)

- электронный журнал: см. прикреплённые файлы

Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости Коммуникативные УУД.

Уметь понимать учителя, строить вопросы.

Список информационных источников.

  1. Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.
  2. Годер Г. И. “Методическое пособие по истории Древнего мира” 5 класс. М., Просвещение, 2013.
  3. Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.
  4. Вигасин А. А. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., Просвещение, 20013
  5. М. Л. Несмелова “Конспекты уроков для учителя истории” 5 класс история древнего мира (в 2 частях) М., Владос, 2003
  6. О.А.Северина “История древнего мира” (в двух частях) Поурочные планы Волгоград, Учитель – АСТ 2003.
  7. Г.И.Годер “Задания и задачи по истории древнего мира” 5 класс М., Просвещение, 1996.

Медиаресурсы.

  1. Учебное электронное издание История Древнего мира 5 класс
  2. Мультимедийное учебное пособие. История 5 класс. Просвещение
  3. Ожившая история. Древний мир. Мультимедийное пособие. ООО “Мир знаний” 2009

Интернет-ресурсы.

  1. http://schol-collection.edu.ru – единая коллекция образовательных ресурсов
  2. http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет
  3. http://edu.ru - российский образовательный портал
  4. http://windov.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  5. http://lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории