Имена существительные: одушевленные и неодушевленные

Разделы: Начальная школа


Предметная программа и её автор: Русский язык, Канакина В.П.

Цель урока: формирование  понятия «имена существительные: одушевленные и неодушевленные», углубление знаний учащихся по теме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Модель организации УПД младших школьников: АРМ учителя – класс.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Задачи учителя: активизировать ранее изученную лексику детей, актуализировать ранее приобретённые знания об имени существительном; учить работать в  учебном диалоге; работать над грамотной развернутой речью

Характеристика деятельности учащихся:

  • формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных, углубление знаний учащихся
  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности; умение ориентироваться  в нестандартных речевых ситуациях

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя  новое. Будем работать дружно и  вместе выполнять задания. Откройте тетради,  запишите дату.

2. Задание  на развитие умения  классифицировать  слова с выходом на тему урока. (Словарная работа)

Презентация 1. Слайд 1

– В каждой строке найдите «лишнее»  слово, объясните признак исключения.

1.Прыгать, сорока, стрекотать, летать.
2. Вперёд, назад, затем, завтрак.
3. Он, заяц, оно, она.
4. Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный.

– Какие слова «лишние»? (Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова)
– Какой частью речи они являются? Докажите. (Существительными)

Проверка на слайде 2

– Запишите только «лишние» слова, распределяя их в две группы, самостоятельно выбрав признак деления данных слов. (Сорока, заяц                                       завтрак, аромат)
– По какому признаку вы их разделили? (Кто? и что?, живые и неживые; одушевленные и неодушевленные). Слайд 3
– Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (Одушевленные)
– А на вопрос что? (Неодушевленные)
(Если ответят одушевленные и неодушевленные, то,  как различать их)
– Кто может сформулировать тему нашего урока? Слайд 4
– Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Слайд 5
– Проверим наше предположение по учебнику (стр. 12).

3. Работа над новой темой

– Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила  задания, которые помогут совершенствовать наши умения.

На листах групповой работы записаны слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Распределив слова, вы выбираете ответственного, который зачитывает Ваш вариант распределения слов. (Приложение 1)

гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан, шарик

– Вариант распределения 1 группы, 2-й группы, 3-ей группы, 4 группы. Есть различия. Как Вы думаете, почему получились разные варианты решения данного задания? Если различий не будет, то обращаемся к слайду 6.  
– А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученики 3-б класса. Слайд 6

одушевленные                                                                 неодушевленные

гусеница                                                                            гусеница
роза                                                                                    роза
мышка                                                                               мышка
моряк                                                                                 книга
дельфин                                                                            айсберг
медуза                                                                               пароход
кит                                                                                     дым
шарик                                                                                тюльпан
шарик

– Что вы заметили? Почему слова:  гусеница, мышка,  роза и шарик  записаны в 2 столбика? (Выслушать все версии детей)
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?  (Слайды 7-10)

– Теперь разберем слово – гусеница, а потом – роза и шарик.
– От чего это зависит? (От лексического значения слова в предложении)
– Как называются такие слова? (Многозначные)
– А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов? (Киви – птица и фрукт, класс – помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук и т.д.)
– Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по вариантам.

1 вариант – мышка – одушевленное
2 вариант – мышка – неодушевленное
3 вариант – гусеница – одушевленное
4 вариант – гусеница – неодушевленное
5 вариант – роза – одушевленное
6 вариант – роза – неодушевленное

– Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – несколько зачитаем).  Сделаем вывод.  (Признак одушевленности или неодушевленности имени существительного зависит от вопроса и от лексического значения слова в предложении.)

Физминутка Слайд 11

4. Закрепление материала (индивидуально каждому листок с заданием)

Самостоятельная работа: Прочитайте словосочетания.

Выращенные в зверохозяйстве (норки), (норки) сусликов. (Глава) из романа,  (глава) правительства. Пометить (галочкой), выпавшая из гнезда (галочка).

Первому варианту выписать словосочетания с одушевленным именем существительным, раскрывая скобки. Второй вариант выписывает словосочетания с неодушевлённым именем существительным, раскрывая скобки. (Первые пять человек проверка индивидуально, дальше фронтальная проверка по слайду)

Проверка. Слайд 12.

– Сделайте вывод: (признак одушевленности или неодушевленности существительных можно определить по вопросу и по лексическому значению слова в словосочетаниях и предложениях)
Слайд 13.
– Молодцы, прошу прочитать следующий отрывок и найти  имена существительные – одушевленные (устно). Приём нашёптывания на ушко.

А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ли вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: « Гляди,
Кто это там позади?»

(К. Чуковский.)

– Что у нас получилось?  Разные версии. Почему вы задали  вопрос кто? к некоторым именам существительным? – Проверим себя.

Слайд 14.

Одушевлённые (кто?)

Посуда                 идет
Чайник            шепнул
Утюг          он слушает
Блюдца        заплакали
Корыто         зарыдало
Блюдо             сказало

– Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными). Кто вспомнит, как называется такой приём у писателей и поэтов?
Такой прием называется … (олицетворением). Олицетворение – речевой оборот или средство выразительности,  где неживые,  по сути,  объекты наделяются свойствами живых существ.
– Вспомните строки из стихотворения А.С.Пушкина, где встречается данный приём.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя  (А.С. ПУШКИН)

– Какое существительное «оживил» А.С.Пушкин? (Буря завоет, заплачет)
– А ещё,  какой жанр литературы  любит олицетворять своих героев? (Сказки, басни, загадки). Да,  в сказках бывает совершенно  всё не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как “оживлённые” ведут себя,  как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются.
– Как называется такой прием,  проговорим ещё раз?  Олицетворение. Дайте определение.

5. Домашнее задание на выбор:

1) напишите  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных; сочините загадку; басню или стихотворение;
2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные;
3) найдите сведения в дополнительных источниках информации или  придумайте свою версию о том, почему существительные, называющие растения или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными?

6. Итог урока:

– С какой  частью речи  сегодня работали? – А что нового  узнали?
Рефлексия (в графике): Учитель зачитывает фразу и считает кол-во поднятых рук,  на доске выстраивает диаграмму по ходу рефлексии. Получается три «горы», после которых надо сделать выводы.

Три Я:

Я – доволен собой
Я – не совсем доволен собой.
Я – не доволен собой.

ДЕЛО: Три Д

  1. Научился распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
  2. Допускаю ошибки в распознавании одушевлённых и неодушевленных имен существительных.
  3. Так и не научился распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Мы: Три МЫ

1. Принимал активное участие в группе и в паре.
2. Не совсем доволен своей  работой в группе и паре.
3. Не доволен своей работой в группе и в паре.

Выводы после рефлексии: чувствуем себя хорошо,  в деле мы на высоте, а вот в групповой и парной работе нам нужны согласованность и умение слушать и слышать друг друга.

Дополнительное задание, если останется время

Выпишите одушевлённые имена существительные

Наряжать кукол, покупать шоколадки, лепить снеговиков,  объединять народы, победить драконов, собирать отряды, разводить пчёл, нарисовать гномов.

Приложение 2