Урок решения задач по теме «Гармонические колебания». 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Цели урока:

  • Образовательная:научить решать задачи по теме «Гармонические колебания».
  • Развивающая:развить навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Воспитательная: развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, Презентация.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

(Проводится фронтальный опрос обучающихся)

  • Что такое период (определение, единица измерения, формула)
  • Что такое частота (определение, единица измерения, формула)
  • Период математического и пружинного маятника (как извлечь из под корня искомую величину?)

II. Решение задач.

Алгоритм решения задач

1. Внимательно прочитать условие задачи и увидеть мысленным взором конкретную  ситуацию, представленную в задаче.
2. Записать кратко  условие задачи, перейти, если необходимо в систему СИ.
3. (А вот теперь!) Проанализировать условие задачи на предмет, что известно в задаче и что надо найти.
4. Составить систему уравнений и решить ее относительно неизвестных.
5. Вывести размерность в полученных формулах, сделать расчет ответов.
6. Проанализировать ответы (эта часть решения задачи хоть и заключительная, но не самая легкая: необходимо рассмотреть, для каких случаев работает полученная формула, когда ответ не имеет физического смысла и реален ли полученный численный ответ).

Задачи.

Ай да, Фуко.

Первый маятник Фуко (1891, Париж) имел период колебаний 16 с. Определите длину маятника. Примите  g = 9,8 м/с2.

Графики.

Определите по графику (рис. 1) период, частоту и амплитуду колебаний. Напишите уравнение гармонических колебаний.

III. Эксперимент «Определение жёсткости пружины» (мини-лабораторная работа)

Оборудование: штатив, пружина, металлический цилиндр, часы

Ход работы:

1. Определяем время 20 колебаний.
2. Находим период.
3.  Масса груза известна.
4.  Из формулы периода маятника на пружине находи жёсткость.
5. Результаты измерений и расчётов заносим в таблицу.

N t, с T, с m, кг k, Н/м
         

IV. Проверочная работа

Работа проводится по вариантам. Для того, чтобы обучающиеся смогли сразу узнать результат своей работы, нужно использовать копировальную бумагу. Один экземпляр сдаётся учителю, а другой остаётся у обучающегося. Учитель озвучивает правильные результаты и обучающиеся выставляют себе отметку за проверочную работу.

Задание

 

Частота колебаний источника (маятника),
Гц

Период колебаний источника,
с

Длина нити,
м

Масса груза,
кг

Жесткость пружины, Н/м

Вариант 1   

2

     
Вариант 2

5

   

0,16

 

Ответы

 

Частота колебаний источника (маятника),
Гц

Период колебаний источника,
с

Длина нити,
м

Масса груза,
кг

Жесткость пружины, Н/м

Вариант 1

0,5

 

1

   
Вариант 2  

0,2

   

160

V. Рефлексия

(Обучающиеся отвечают письменно на вопросы рефлексии.)

  • Что заинтересовало вас на уроке больше всего?
  • Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
  • Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
  • Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание

Решить № 429, 430 из сборника задач по физике 9-11 класс А.П. Рымкевич.