Игра-соревнование «Грибное царство»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

  • обобщение знаний учащихся о грибах, их жизни, многообразии, значении в природе;
  • расширение знаний об использовании грибов в практической жизни человека;
  • закрепление практических умений отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении грибами;
  • формирование бережного отношения к природе.

Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint.

В игре участвует две команды, например, 6а и 6б классов, или команды девочек и мальчиков. Состав команды – 4-5 человек, у участников имеются эмблемы, связанные с тематикой игры, капитаны представляют свои команды. Остальные обучающиеся – зрители, которые своими ответами могут принести дополнительные баллы командам. Игра рассчитана на один урок, 45 минут.

ХОД ИГРЫ

Слайд 1. Вступление.

Ведущий: Тема нашей игры – “Грибное царство”. Распознавать грибы, отличать съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели еще в глубокой древности. Первый дошедший до нас письменный документ о грибах относится к IV в. до н. э. Ученик Аристотеля древнегреческий ученый Теофраст, которого называют “отцом ботаники”, в своих трудах впервые описал шампиньоны, трюфели и некоторые другие известные в те времена грибы. Но только пять столетий спустя была сделана первая попытка классификации грибов. И сделал это писатель и натуралист Древнего Рима Плиний Старший в своей знаменитой “Естественной истории”. Он собрал все, что было известно, в ту пору о грибах и разделил их на съедобные и вредные. Древние римляне уже тогда хорошо разбирались во вкусовых достоинствах отдельных видов грибов, блюда из которых были украшением даже императорского стола. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха.

Еще в XVIII в. некоторые ученые вполне серьезно доказывали: грибы – дьявольские существа, порожденные нечистыми силами. Другие считали, что грибы божественного происхождения. Итальянский ученый Микели своими опытами положил конец разговорам о возникновении грибов от ударов молнии, от гниения, от обильной росы или просто от тени. Карл Линней в "Системе природы" в 1735 г. описал 95 видов грибов, однако, не сумев их классифицировать, определил выделенную им группу как хаос, в котором якобы невозможно найти никакой системы. "Порядок грибов хаос есть..." — писал о них Карл Линней.

В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, и проверим, насколько вы хорошо их усвоили. Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.

Каждая команда получила домашнее задание: одна – разучить “Грибные частушки”, другая – выучить стихотворение “Грибная поляна”. <Приложение1>

Слайды 2-4. Грибные частушки. Демонстрируются фотографии грибов, про которых поется в частушках.

Слайд 5. План проведения игры

  1. Разминка – кроссворд.
  2. Конкурс капитанов – “Найди и исправь ошибки”.
  3. Конкурс “Четвёртый лишний”.
  4. Конкурс “Загадочный”.
  5. “Своя игра”.
  6. ОБЖ для грибников.
  7. “Грибное лукошко”.

Слайды 6-8. 1. Разминка – кроссворд. <Приложение2> Время выполнения – 3 минуты. Каждое угаданное слово – 1 балл. Во время выполнения данного задания можно провести игру со зрителями, которые должны назвать пословицы и поговорки, связанные с грибами. Например:

  • Назвался груздем – полезай в кузов.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  • Затянули дожди – груздей не жди.
  • Человек не грибок, в день не вырастет.
  • Грибы в деревне родятся, а в городе их знают.
  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  • Не поклонясь до земли, и гриба не поднимешь.

Слайд 9. 2. Конкурс капитанов – в предложенном тексте “Плесневые грибы” необходимо найти ошибки и исправить их. Капитаны получают листы с текстом, красные ручки и отправляются за отдельные парты для выполнения задания. Каждая найденная и исправленная ошибка приносит команде 1 балл.

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ

Микроскопический гриб-паразит мукор образует серую плесень. Он поселяется на хлебе, фруктах, навозе. Его многоклеточный мицелий представлен нитями, некоторые из которых поднимаются кверху и заканчиваются черными головками с семенами.

Гриб пеницилл – желтая плесень. Его мицелий одноклеточный, семена созревают внутри специальных коробочек. При помощи пеницилла изготавливают лекарство – антибиотик пенициллин, которое убивает вирусы.

Правильный текст: ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ

Микроскопический гриб-сапрофит мукор образует белую плесень. Он поселяется на хлебе, фруктах, навозе. Его одноклеточный мицелий представлен нитями, некоторые из которых поднимаются кверху и заканчиваются черными головками со спорами.

Гриб пеницилл – сине-зеленая плесень. Его мицелий многоклеточный, споры созревают на концах некоторых нитей в мелких кисточках. При помощи пеницилла изготавливают лекарство – антибиотик пенициллин, которое убивает болезнетворные бактерии.

Слайд 10. 3. “Четвертый лишний” – команды получают листы с заданием и выполняют его в то время, когда капитаны ищут ошибки в тексте. Обучающиеся должны не только найти “лишнего”, но и объяснить потом свой выбор, озвучить его по очереди. Каждый правильный ответ и объяснение приносит команде по два балла.

  • маслёнок, шампиньон, подосиновик, белый
  • сыроежка, волнушка, моховик, рыжик
  • трутовик, опёнок, вешенки, мухомор
  • желчный гриб, боровик, подберёзовик, поддубник
  • фитофтора, спорынья, дрожжи, мучнистая роса

Слайд 11. Пока команды работают, зрителям предлагается просмотр видеофрагмента “Рост грибов”.

Слайд 12. Проверка задания “Четвертый лишний”:

  • маслёнок, шампиньон – пластинчатый гриб, подосиновик, белый
  • сыроежка, волнушка, моховик – трубчатый гриб, рыжик
  • трутовик, опёнок, вешенки, мухомор – растет на земле, а не на деревьях
  • желчный гриб - ядовитый, боровик, подберёзовик, поддубник
  • фитофтора, спорынья, дрожжи – одноклеточные грибы-сапрофиты, мучнистая роса

Слайды 13-23. 4. “Загадочный конкурс” - команды отгадывают загадки по очереди, при отсутствии ответа им помогают болельщики. Каждый правильный ответ – 1 балл. <Приложение1>

Слайд 24. 5. “Своя игра” - команды по очереди выбирают вопросы различных тем разной стоимостью: 1, 2 или 3 балла. При отсутствии ответа им помогают болельщики.

А. Жизнь грибов 1 2 3
Б. Грибы на службе человека 1 2 3
В. Такие вредные грибы 1 2 3
Г. Фотозагадки 1 2 3

Слайд 25. А. Жизнь грибов 1 балл - Почему названия многих грибов связаны с деревьями? Ответ: Между корнями деревьев и нитями грибницы устанавливается тесная связь – симбиоз. Образуется микориза – “грибокорень”.

Слайды 26-27. А. Жизнь грибов 2 балла – Как размножается большинство грибов? Как они расселяются? Ответ: В основном грибы размножаются при помощи спор. Споры разносит ветер, а также многие животные, в желудках которых споры не перевариваются.

Слайд 28. А. Жизнь грибов 3 балла – Как называется такое явление? (фото) Объясните его. Ответ: Это “ведьмины кольца”. Изначально нити грибницы растут из центра, по радиусам, а плодовые тела образуются по окружности.

Слайды 29-30. Б. Грибы на службе человека 1 балл – Какие одноклеточные грибы служат человечеству уже несколько тысячелетий? Чем они питаются? Ответ: Это дрожжи. Есть дрожжи пекарские, пивные. Питаются они сахаром, сбраживая его до спирта и углекислого газа.

Слайд 31. Б. Грибы на службе человека 2 балла – Какую плесень можно есть? В каком виде? Ответ: В производстве некоторых сыров используют разновидности пеницилла.

Слайд 32. Б. Грибы на службе человека 3 балла – Какое лекарство можно приготовить из плесени? Кто и когда его придумал? Ответ: Из плесени пеницилл изготавливают антибиотик пенициллин для борьбы с болезнетворными бактериями.

Слайд 33. Страницы истории:

  • Еще в XV–XVI вв. в народной медицине при лечении гнойных ран использовалась зеленая плесень.
  • В 1928 г. английский микробиолог Александр Флеминг открыл антимикробное действие пеницилла.
  • В 1940 г. пенициллин был получен в чистом виде английскими исследователями Г.Флори и Э.Чейном, а в 1942 г., независимо от них, советскими учеными З.В. Ермольевой и Т.И. Балезиной. Во время второй мировой войны пенициллин спас жизни сотен тысяч раненых.

Слайд 34. В. Такие вредные грибы 1 балл – Какие грибы очень сильно вредят деревьям? Как они туда попадают? Ответ: Это трутовики, грибы - паразиты. Споры трутовиков попадают в ранки деревьев, поэтому нельзя обламывать ветки и вырезать на коре надписи.

Слайд 35. В. Такие вредные грибы 2 балла – Этот гриб-паразит поражает хлебные злаки. Его грибница проникает в колос растения, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Что это за гриб и как с ним бороться? Ответ: Это гриб-паразит – пыльная головня. Для борьбы с ним зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальным препаратом.

Слайд 36. В. Такие вредные грибы 3 балла – Какое общее название грибковых заболеваний человека? Приведите их примеры. Как уберечь себя от них? Ответ: Это микозы, например, грибок ногтей, кожи головы, лишай. Чтобы уберечь себя от этих заболеваний, нужно соблюдать правила личной гигиены, не гладить бродячих собак и кошек.

Слайд 37. Г. Фотозагадки 1 балл – Какие грибы изображены на фото? Если они съедобны, как их правильно приготовить? Ответ: Это сморчки и строчки, условно-съедобные грибы. Собирают их весной, отваривают в двух водах не менее часа, отвар сливают, а грибы жарят.

Слайд 38. Г. Фотозагадки 2 балла – Какие грибы изображены на фото? Если они съедобны, как их правильно приготовить? Ответ: Это зонтики, хорошие съедобные грибы. Растут в березовых и смешанных лесах, шляпки до 30 см в диаметре. Именно их жарят, варят, маринуют.

Слайды 39-40. Г. Фотозагадки 3 балла Какие грибы изображены на фото? Съедобны они или нет? Как их найти? Ответ: Это трюфели, самые ценные и дорогие съедобные грибы. Имеют привкус грецких орехов и сильный аромат. Растут в дубовых и буковых рощах. Трюфели ищут в диких рощах при помощи специально обученных поисковых собак и свиней, обладающих феноменально тонким нюхом. Самостоятельно под листвой можно обнаружить трюфель, заметив роящихся над ним мошек.

Слайд 41. 6. “ОБЖ для грибников” Стоимость до 5 баллов. Команды разыгрывают задания:

  • Рассказать о правилах сбора грибов.
  • Рассказать о мерах первой помощи при отравлении грибами.

Правила сбора грибов

  1. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.
  2. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение.
  3. Когда собираете грибы, старайтесь брать их только с ножкой, срезая острым ножиком или выкручивая из земли, не повреждая грибницу.
  4. Не пробуйте на вкус сырые грибы.
  5. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые грибы.
  6. Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог, химических и других промышленных предприятий, так как грибы накапливают вредные вещества.
  7. Собирайте грибы в корзину, а не в полиэтиленовый пакет. Помните, что свежие грибы могут храниться не более суток.
  8. Грибы – млечники перед засолом или употреблением в пищу в свежем виде всегда нуждаются в предварительной обработке – отваривании или длительном отмачивании.

Признаки отравления грибами

1. Тошнота, неукротимая рвота, понос после употребления грибов.

2. Коликообразные боли в животе.

3. Общая слабость, судороги, сужение зрачков, потливость, одышка.

Первая помощь при отравлении грибами

1. Немедленно обратится к врачу.

2. Промыть желудок: выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка соды на 1 стакан воды) и вызвать рвоту. Процедуру повторить несколько раз.

3. Уложить больного в постель на бок, укрыть, к ногам приложить теплую грелку.

4. При мышечных судорогах на голени поставить горчичники.

5. Обильное подсоленное питье.

6. Обязательная госпитализация в токсикологическое отделение.

Слайд 42. 7. “Грибное лукошко” Команды получают корзинки и конверты с карточками-фотографиями грибов. Задание: положить в корзинку только съедобные грибы. Каждый съедобный гриб приносит команде 1 балл, если в корзинке окажется ядовитый гриб, отнимается 2 балла. <Приложение3>

Съедобные грибы: 1 – Белый или Боровик, 3 – Волнушки, 4 – Груздь белый, 5 – Дождевик жемчужный, 6 – Дубовик или Поддубовик, 7 – Зонтик пестрый, 10 – Лисички съедобные, 11 – Маслята, 14 – Опята осенние съедобные, 15 – Рыжики, 16 – Подберезовики, 17 – Шампиньоны, 18 – Сыроежки, 19 – Рядовки белые, 21 – Груздь черный или чернушка, 23 – Подосиновики, 24 – Вешенки.

Ядовитые грибы: 2 – Бледная поганка, 8 – Желчный гриб, 9 – Ложные лисички, 12 – Мухомор серый, 13 – Ложные опята, 20 – Паутинники, 22 – Трутовик чешуйчатый.

Слайды 43-47. Пока команды выполняют задание “Грибное лукошко”, зрителям предлагается посмотреть фотографии удивительных грибов.

Слайды 48-52. После выполнения задания “Грибное лукошко” звучит стихотворение Елены Панкратовой “Грибная поляна” (домашнее задание одной из команд). <Приложение1> Многие из съедобных грибов ребята смогут увидеть на фотографиях слайдов.

Слайд 53. Ядовитые грибы. Обращается внимание на характерные признаки ядовитых грибов.

Слайд 54. Берегите природу!

Слайд 55. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Слайд 56. СПАСИБО за внимание! Творческих вам успехов!

Источники информации:

  1. https://urok.1sept.ru/articles/563794/
  2. http://geohobby.ru/enc/m03istfungi.html
  3. http://www.open-karelia.ru/2011/11/23/istoriya-izucheniya-gribov.html