Цель: использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.
Задачи:
- Уметь находить различия глобуса и карты, уметь читать информацию, нанесённую на карту и глобус, уметь работать с картой.
- Способствовать развитию умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), творческого мышления, речи, пространственных представлений; развивать информационную грамотность учащихся.
- Содействовать воспитанию любви и бережного отношения к родной планете, к природе родного края, расширить кругозор учащихся, воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Предметные умения: Различать глобус и карту, уметь читать информацию, нанесённую на карту и глобус, уметь работать с картой, знать, как ученые получили карту.
Метапредметные умения: Постановка и формулирование проблемы, знаково-символическое моделирование (чтение карты), выделение цели, выдвижение гипотез и их доказательство, умение выражать свои мысли
Планируемые достижения: Умение находить различия глобуса и карты, уметь находить параллели и меридианы на карте, знать, как учёные получают карту (развёртка глобуса)
Оборудование:
- Глобус;
- Карта полушарий;
- Развертка глобуса;
- Апельсин.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Примечания |
I. Мобилизующий этап |
Сегодня у нас гости. Гости будут внимательно наблюдать за вами. А вы расскажите им, как умеете открывать новые тайны об окружающем нас мире. А помогут нам знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. |
|
II. Введение в тему урока |
Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка, которую загадает Азимов М.
– Что это? (Глобус, карта) – Кто прав? (Обе отгадки будут правильными. Ведь на глобусе и на карте есть моря, а плавать нельзя, есть и земля, и дороги) – Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте. – Цель нашего урока? (познакомиться с глобусом и картой) |
|
III. Формирование понятий «модель», «глобус», «карта» |
– Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус) – Давайте выясним, что означает слово «глобус»? Коломыс В. Глобус – шарообразный, шар, круглый. Гринева П. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Мерзляков Е. Глобус – это модель Земли. – Как вы понимаете слово «модель»?(Модель – уменьшенное изображение предмета) Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. – Можно ли воздушный шарик или мяч назвать глобусом? Почему? – А какой был древний глобус? Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н.э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. Мир, который знал древний человек был очень мал. Продолжит мой рассказ Кунакова В. Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Мартином Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Эта модель называлась: «Земное яблоко» – Что сразу бросается в глаза, когда мы смотрим на глобус? (Глобус немного наклонен) – Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца) – Куда направлена земная ось северным концом? (Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду) – Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. – Кто знает их названия? (Северный полюс, Южный полюс) Найдите их на глобусе. Вывод: глобус вращается вокруг воображаемой оси, на глобусе два полюса. Повращайте глобус вокруг земной оси. – Что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси? (Смена дня и ночи) – Как называется самая длинная параллель? (экватор – главный пояс на земле) Длина экватора составляет 40000 км Найдите его на глобусе. Это линия, которая делает наш земной шар на два полушария – Северное и Южное. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде потребовалось около месяца, а пешком – 5 лет. – Самая короткая параллель? (полюс) На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии. – Линии, которые идут с севера на юг, называются? (меридианы) – Линии, которые идут с запада на восток, называются? (параллели) Глобус называют «Мяч в сетке» – Кто из вас видел параллели и меридианы? (таких линий нет) – Зачем их начертили на глобусе и на карте? (эти линии помогают нам найти местоположение, адрес любой точки Земли) – Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо знать местонахождение? (летчикам, морякам, исследователям) Сейчас о том, какие глобусы бывают, нам расскажут ребята: Чувилин С. Глобусы – “моряки” Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях немало повидали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. Новикова А. “Глобусы – щеголи” Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. Дорохин С. “Глобус-космонавт” Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. Гарапенчук А. Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный путь. |
|
IV. Физминутка |
Пришло время сменить нам вид Д., немного отдохнуть. Гринева П, Дебихина Е., Филиппова М.
|
|
V. ЗНМ |
Глобус – шар, карта – плоская. – Как же перенесли ученые круглую землю на плоский лист бумаги. Тогда проведем опыт. Будем работать, и наблюдать в группах. – Давайте вспомним правила работы в группах?
Опыт. Найдите на столе предмет, похожий на глобус. Сравним по форме апельсин и глобус. – Что заметили? (они похожи по форме, форма – шар) Выберите капитана команды, который возьмет апельсин, осторожно снимет кожуру, а его помощники будут раскладывать дольки на пенопласт плотно друг к другу и прикреплять иголочками, которые у вас на столах в стаканчиках. Когда, группа закончит работу, то поднимаете все вместе ладошку. – Что замели? (кожура на листе стала плоской) Итак, делаем вывод: апельсин был в форме шара, а кожура на листе стала плоской. – Какое чудо вы увидели? (как земной шар превратился в плоскую карту) Карту земного шара обычно изображают в виде двух полушарий. Откройте учебники на с.128-129 – Назовите полушария? (Западное и Восточное) Рассмотрите глобус. – Какими цветами здесь все обозначено? (вода – синим цветом, суша – зеленым, жёлтым, коричневым) – Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна? (Работать с глобусом, не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам) Ученые условно разрезали глобус и перенесли его на карту. – Где нам помогает карта? (в путешествии) Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по карте России. Игра «Поле – чудес» Каждая группа будет отвечать по очереди на вопросы. Будьте внимательны. Мы приехали в город Москву. – Найдите город Москву на глобусе и физической карте полушарий. – На каком материке мы живём? (Евразия) Каждая группа ищет свой материк и показывает его на глобусе:
– Найдите шестой материк самый холодный? (Антарктида) – Назовите океаны, которые омывают материки? (ответы по командам)
Ситуация. Группа учеников отправляется в поход. Они проходят лес, сплавляются по реке, приходят к горам и сбиваются с пути. Напишите свой план действий, как помочь ребятам?
|
|
VI. Рефлексия |
– А в жизни вам пригодится глобус и карта? – Чем отличается глобус и карта? – Оцените по шкале работу в группе? П. К. Б. – Поднимите смайлы и оцените свою работу на уроке. Чтобы ваши родители могли порадоваться вашим успехам в школе, вы выберите словесную оценку своей работы на уроке и её подчеркните на розовом листе бумаги. Словесное оценивание:
Спасибо за работу на уроке! Урок окончен! |
|