Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»
Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).
Цели:
- развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умений самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (у автора), видеоролик со стихами поэтов (у автора), осеннее украшение кабинета, листы формата А-3, фломастеры.
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, |
Ι. Этап мотивации. Психологический настрой |
Видеоролик об осени (у автора) 1. На фоне видеоролика танец «листьев» 2. На фоне видеоролика чтение стихотворения об осенней картине («Осень только взялась за работу…» – читают ученики):
|
Познавательные УУД
|
II. Актуализация знаний. | 3. «Осень в изобразительном искусстве»: – Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти? – Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень» Исаака Левитана. Приём «Ученик– ученики»: – Задайте вопросы классу по этой картине («Что изображено?, Почему осень называется золотой?, Таким лес бывает в начале осени или в конце?, Какие цвета преобладают в картине?, Ваши впечатления от пейзажа?, Какие чувства возникают, глядя на картину?) |
Личностные результаты
|
III. Определение темы урока. | – Ребята, предположите чему посвящена тема нашего урока? – О чём будем говорить? – Скажите, с помощью каких видов искусства можно увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить её запахи, наслаждаться разнообразием красок? ( живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия.) |
Регулятивные УУД
|
IV. Развитие умений.
|
4. «Осень в музыке» – Послушаем ребят. Как можно об этом красиво сказать. Слова ученицы:
– Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки? – Давайте послушаем музыкальное произведение русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Учитель исполняет фрагмент на синтезаторе Затем звучит аудиозапись. – Какие интонации преобладают в мелодии? (грустные, интонации-вздохи, грусть по уходящему лету) – Послушаем красивые слова об осенней природе. Слова ученицы: Осенняя природа… Её рисуют художники, сочиняют музыку композиторы, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у композиторов – ноты, у поэтов – слова. Высказывания учащихся: – Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Дождик…, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! – Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть. – Этим временем года восхищались многие поэты. Изображая природу, они выражали своё отношение к ней, передавали любовь к родной земле. |
Коммуникативные УУД
|
V. Работа с текстами до чтения. | 5. «Осень в поэзии» – На уроке мы встретимся с поэтами, каждый из которых рисует свою осень. – Кто они? Прочитайте их имена. – Откройте учебники на стр. 177. – Предположите, о чём будут эти стихотворения? – Как называется стихотворение К.Бальмонта? – Что заметили в стихотворении Ф.Тютчева? (нет названия –звёздочки) |
|
VI. Работа с текстами во время чтения. | Первичное чтение стихотворений про себя: а) – Прочитайте стихотворение «Осень» б) – А теперь стихотворение «Есть в осени первоначальной» – Есть что-то общее в этих стихотворениях? |
|
VII. Физкультминутка. | – А теперь полетаем вместе с осенними листочками:
|
|
VIII. Работа с текстами после чтения. | Повторное чтение вслух: а) чтение учителем б) чтение учащимися по четверостишиям в) анализ содержания:
– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц– и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое). – Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…) а) Просмотр видеоролика «Есть в осени первоначальной» (у автора) б) Прослушивание стихотворения в аудиозаписи (у автора)
– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.) Выразительное чтение: – У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение двух учеников.) Обобщение: – Действительно, осень у русских поэтов разная: у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному. |
|
IX. Работа в группах. | – А сейчас каждая группа будет творить в своей творческой мастерской: 1 группа – литераторы: Задание: написать сочинение об осени по ключевым словам 2 группа – поэты: Задание: сочинить стихотворение об осени по опорным словам 3 группа – композиторы: Задание: выбрать музыку, которая может звучать в произведениях об осени 4 группа – художники: Задание: нарисовать осенний пейзаж 5 группа – объединит в себе все четыре группы и создаст кластер сегодняшнего урока Обсуждение и работа в группах Защита своего проекта |
|
X. Рефлексия. | – Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. – Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке? – С какими произведениями познакомились? |
|
XI. Самооценка. | – На память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления на волшебном дереве. Оранжевые, красные листочки – прекрасное настроение; жёлтые – хорошее; зелёный лист – мне немного грустно. – Наше осеннее дерево оделось в осеннюю палитру. – Вот оказывается какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. – Сегодня все ребята очень плодотворно поработали. Все отвечающие получили пятёрки. – Урок окончен. |
|
XII. Домашнее задание. | – Выучить наизусть одно из стихотворений – Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень» |
|
Доп. материал (по времени). |
|
|