Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:

  • Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.
  • Содействовать развитию органов чувств.
  • Способствовать умению применять качества своего ума.

Планируемый результат:

  • Понимание роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.
  • Выявление приёмов развития памяти, тренировка умственных способностей.

Основные понятия: Память, виды памяти. Ум, умственные способности. Запоминание, мышление.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, информатика.

Ресурсы:

  • основные: Учебник «Окружающий мир 1 класс». 1 часть Авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Тема: «Наши помощники– память и ум»
  • дополнительные: Наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса, энциклопедии.

Организация пространства: Работа индивидуальная, в парах.

Ход урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Каким вы хотели бы видеть наш урок?

Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

– Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания об органах чувств.

Работать с информацией, представленной в форме высказываний детей.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать диалог, показать учащимся, насколько нужны имеющиеся знания, для обсуждения и решения проблемных вопросов.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Твои помощники – органы чувств» )

Учитель: В чем помогают нам органы чувств? (органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир)

Актуализация в форме исследования.

Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на слайде появляется человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека).

  1. Закройте глаза и послушайте звуки (включается аудиозапись). Какой орган чувств работал? (орган слуха)
  2. Возьмите ватку около подставки. Закройте глаза. Понюхайте. Какой орган чувств работал? (орган обоняния – нос)
  3. Вкусный, сладкий, сочный. Что это? (арбуз) Какой орган помог определить? (орган вкуса)
  4. Мягкая, теплая, меховая? Какой орган помог это определить? (орган осязания – кожа).
  5. Работа в парах. Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске. Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (орган зрения – глаза)

Наши глаза немного отдохнут.

– Какую роль играет знания об органах чувств в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Познавательные УУД

III этап. Физминутка для глаз.

IV этап. Изучение нового материала.

Цель – Познакомить учащихся с понятиями память и ум.

Участвовать в работе по решению появившегося вопроса.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Организовать исследовательскую работу.

Организовать работу в парах

обеспечить контроль за выполнением задания.

Совместное открытие нового.

1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как же человек познает окружающий мир? (С помощью органов чувств)

Учитель: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками? (Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха)

Учитель: А могут ли органы чувств ошибаться? Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, а другие – что нет.

а) Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть ложку в стакане с водой.

Учитель: Какой нам кажется ложка в стакане с водой? (Она кажется сломанной)

Учитель: А что мы знаем на самом деле? (На самом деле мы знаем, что ложка прямая)

б) Опыт. Работа в парах.

У вас на столах стаканы с водой. Вы должны будете определить:

  1. Карандаш в воде сломанный? (да-нет)
  2. Карандаш в воде целый? (да-нет)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы и цели проекта.

Проверим

Учитель: Значит, органы чувств могут ошибаться? (Да)

Что помогло нам настоять на том, что карандаш и ложка прямые? (Память. Мы помним, что 1 минуту назад, они были прямыми. И никто их не ломал)

в) Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

Учитель: Сравните предметы на картинке. (Мы видим, что цветок больше коровы)

Учитель: А что мы знаем на самом деле? (Это нам только кажется, так как цветок находится ближе, а корова дальше)

Учитель: Какой вывод можно сделать? (Органы чувств могут ошибаться)

2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Учитель: Какой же возникает вопрос?

Ученик: Что же еще кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?

Познавательные УУД

V этап. Формулирование основополагающего вопроса.

Цель – определить важность цели проведения проекта.

   

3. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Учитель: Какие у вас есть предположения?

Ученик: Может, нам помогает ум?

Учитель: Как проверить это предположение? Дети затрудняются с ответом, учитель предлагает помощь:

– Продолжите предложения:

Зрение показывает, что.. мы видим.

Память подсказывает, что.. мы вспомнили.

Благодаря уму можно подумать и решить задачу.

Какова же тема нашего урока? Ученик: «Ум и память».

Учитель показывает на слайде тему урока «Ум и память – наши помощники».

 

VI этап. Физминутка двигательная.

VII. Первичное закрепление, работа по учебнику.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся в обсуждение проблемного вопроса и определение дальнейшей работы по проекту.

1. Учебник «Я и мир вокруг»

Посмотрите на иллюстрации и подумайте где можно хранить эти предметы? (в памяти)

2. На слайде показана иллюстрация к сказке А. Милна «Винни-Пух».

Учитель показывает детям только часть иллюстрации.

Учитель: Что позволяет человеку понять то, что он не видит. Догадайтесь, кто сидит с Кроликом за столом? Дети рассуждают и дают ответ.

Учитель: С помощью чего же мы познаем окружающий мир?

Ученик: С помощью органов чувств, памяти и ума.

Посмотрите на доску что изображено на картинке? (праздник Новый год)

По каким признакам ты узнал? (украшения, Дед Мороз, Снегурочка)

Чего еще не хватает? (елки)

Что нам помогло выполнить задание? (память)

Вывод: Ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир.

Учитель: Сравним ваш вывод с выводом, который сделали ученые. (учебник с. 58-59).

Постановка проблемы.

Учитель: Для чего вам нужны память и ум?

Ученики: Чтобы хорошо учиться в школе. Всё запоминать, уметь мыслить, думать.

Учитель: А если у ребёнка плохая память и не развиты умственные способности, будет ли он хорошо учиться и чувствовать себя по жизни?

Ученики: Нет.

Учитель: А как вы думаете, можно ли исправить положение? Улучшить память? Развить умственные способности?

Ученики: Наверно можно. Но мы не знаем как?

Учитель: А как вы думаете, нужно ли вам узнать о данном вопросе подробнее?

Ученики: Да. И не только узнать подробнее, но и применить на себе.

Вывод. Память и ум – первые помощники ученика и их нужно развивать!

Учитель: Искать можно любые способы. Может быть на память влияют продукты питания? Тренировки? Есть ли упражнения для ума.

 

 

VIII. Рефлексия деятельности.  

 

Организовать диалог, показать учащимся, насколько полученные знания важны для детей.

Формирование информационной картины.

Память – это сами воспоминания.

Разум – это способность образования идей.

Управлению разумом может научиться каждый из нас.

Низшее мышление – это логические рассуждения, на основе багажа памяти; высшее мышление – это получение знаний на основе ума.

Память бывает зрительная, моторная и слуховая. 

Если ты хочешь отличаться хорошей памятью, выполняй эти правила.

Зарядка для ума поможет тебе бороться с забывчивостью. Зарядкой нужно заниматься, но не только для мышц, мозг тоже можно и нужно тренировать. Физические нагрузки улучшают работу мозга. Американские ученые провели исследование и выяснили, что люди занимающиеся спортом лучше запоминают информацию, быстрее изучают новый материал, легче концентрируются на важном.

Удивляй себя необычными поступками, совершая действия, которые ты не делаешь всегда (почисть зубы другой рукой, на вопрос придумывай смешной ответ).

Тренировка:

Попробуй сделать что-то не так, как ты это делаешь изо дня в день, и это уже заставит мозг работать. Например, правшам стоит попробовать написать несколько предложений левой рукой – непривычно, необычно, неудобно…, но по-другому ведь!

Попробуй поесть другой рукой.

Монетки: когда появится несколько минут, попробуй запомнить на ощупь копейки. Закрой глаза и попробуй угадать.

Нить. Вечером двигайся по квартире, не включая свет: пусть твоей нитью станет… память! Помой руки с мылом с закрытыми глазами – твои движения немного замедлятся, зато мозг станет работать намного активнее в необычной ситуации.

Смена правил. Иногда поступай по другому. Хочешь плакать, посмейся, если хотел нагрубить – улыбнись!

Немое кино. Смотри телевизор без звука и пробуй представить, о чем говорят герои фильма: угадывай, предполагай, придумывай!

Запоминалка: Запоминай стихи, пословицы, дорожные знаки, правила, дни рождения родных.

Напряжение: Заставь мозг работать. Отгадывай загадки, ребусы, кроссворды.

Какие витамины улучшают работу мозга.

Для здоровья мозга полезно употреблять, прежде всего, витамины Е, С и А. Витамин Е защищает клетки мозга и содержится в растительном масле и сливочном, молоке, яйцах, зелени мясе. Витамин С незаменим для активизации мыслительных процессов, и кроме цитрусовых, им богата любая зелень, черная смородина, облепиха и шиповник. Витамин А Темно-зеленые и оранжевые овощи. Также витамин. А есть в печени трески, болгарском перце, молочных продуктах, рыбе. Необходимы для мозга глюкоза, железо, фосфор. А калий улучшит память. Соль, сладости, спиртное и жирное – вредны для мозга.

– Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке? (Зрение, слух, осязание)

– Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)

– Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться)

– Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум)

Органы чувств позволяют нам узнать, что происходит в окружающем мире. Но они были бы бессильны без памяти, хранящей наши чувства и знания, и ум, который позволяет человеку понять то, что происходит вокруг, и даже, что человек не чувствует.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД