Оценка физического развития на основе антропометрических показателей

03.03.2015

Одной из целей изучения биологии на ступени основного общего образования является овладение умением проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Этому способствует проведение простых биологических исследований в ходе лабораторных работ по анатомии, физиологии и гигиене человека. Такой лабораторной работой и может быть лабораторная работа “Оценка физического развития на основе антропометрических показателей”, которую можно провести в начале учебного года при первом знакомстве с организмом человека.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, определяющих физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений, которые принято именовать антропометрическими. Хотя в их число входят показатели: соматометрии - измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии - измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.),  соматоскопии - оценки строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка, половое созревание и др.), для оценки своего физического развития учащиемуся вовсе не обязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность груди. Эти показатели на разных этапах развития меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физиологического развития человека.

Цели работы.

  1. Овладеть основными методами соматометрических исследований.
  2. Произвести измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки.
  3. Вычислить должные значения указанных параметров по формулам физического развития и сравнить с фактическими, полученными экспериментальным путем.
  4. Сделать выводы об уровне своего физического развития и о гармоничности развития своего организма.

Измерение роста и массы тела проводятся в медицинском кабинете, измерение окружности грудной клетки, вычисления и обработка данных выполняются дома.

Приборы и материалы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента.

Ход работы

  1. Измерение роста. Встаньте в положении 'смирно', выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами и лопатками (икры практически касаются стойки). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне.
  2. Измерение массы тела. Взвешивание производится при минимуме одежды и без обуви.
  3. Измерение окружности грудной клетки. Сантиметровую ленту накладывают у юношей сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У девушек сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у юношей. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать данный показатель в покое.

Существуют формулы для расчета должного физического развития (ФР):

1. Вес (М) 

Старше 10 лет: M = 30 + 4 * (n - 10).

2. Рост (Р)

После 8 лет: P = 130 + 5 * (n - 8), где n - возраст ученика в годах.

3. Окружность груди (ОГр):

С 10 до 15 лет: ОГр = 63 + 3 *(n - 10), где n - возраст ученика в годах.

Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. Физическое развитие  ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие  выше среднего - показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.


a_id: 653971