Оценка физического развития на основе антропометрических показателей

Разделы: Биология


Одной из целей изучения биологии на ступени основного общего образования является овладение умением проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Этому способствует проведение простых биологических исследований в ходе лабораторных работ по анатомии, физиологии и гигиене человека. Такой лабораторной работой и может быть лабораторная работа “Оценка физического развития на основе антропометрических показателей”, которую можно провести в начале учебного года при первом знакомстве с организмом человека.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, определяющих физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений, которые принято именовать антропометрическими. Хотя в их число входят показатели: соматометрии - измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии - измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.),  соматоскопии - оценки строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка, половое созревание и др.), для оценки своего физического развития учащиемуся вовсе не обязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность груди. Эти показатели на разных этапах развития меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физиологического развития человека.

Цели работы.

  1. Овладеть основными методами соматометрических исследований.
  2. Произвести измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки.
  3. Вычислить должные значения указанных параметров по формулам физического развития и сравнить с фактическими, полученными экспериментальным путем.
  4. Сделать выводы об уровне своего физического развития и о гармоничности развития своего организма.

Измерение роста и массы тела проводятся в медицинском кабинете, измерение окружности грудной клетки, вычисления и обработка данных выполняются дома.

Приборы и материалы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента.

Ход работы

  1. Измерение роста. Встаньте в положении 'смирно', выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами и лопатками (икры практически касаются стойки). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне.
  2. Измерение массы тела. Взвешивание производится при минимуме одежды и без обуви.
  3. Измерение окружности грудной клетки. Сантиметровую ленту накладывают у юношей сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У девушек сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у юношей. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать данный показатель в покое.

Существуют формулы для расчета должного физического развития (ФР):

1. Вес (М) 

Старше 10 лет: M = 30 + 4 * (n - 10).

2. Рост (Р)

После 8 лет: P = 130 + 5 * (n - 8), где n - возраст ученика в годах.

3. Окружность груди (ОГр):

С 10 до 15 лет: ОГр = 63 + 3 *(n - 10), где n - возраст ученика в годах.

Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. Физическое развитие  ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие  выше среднего - показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.