Тип урока: сообщение новых знаний.
Цель: познакомить детей с правописанием суффиксов - ек - ик.
Задачи:
- научить пользоваться правилом для выбора безударной гласной в суффиксах – ек – ик;
- развивать речь, мышление, память, воображение, УУД;
- воспитание аккуратности, умения общаться друг с другом, бережного отношения к природе, воспитание уважительного отношения к старшим.
Оборудование: карточки со словами “кузнеч.к”, “человеч.к”, карточки с суффиксами –ек –ик, презентация, ноутбуки, подключенные к сети интернет.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Пишем мы старательно,
Слушаем внимательно.
Кто работать так привык –
Будет знать родной язык!
Дети. Записывают число, классная работа.
Создание проблемной ситуации
Учитель: “Ребята, вам нравится мультфильм “Маша и Медведь”? Давайте вместе придумаем сюжет к новой серии! Я начну, а вы продолжите.
Однажды Маша захотела отпраздновать свой день рождения. Решили они с медведем написать гостям пригласительные открытки на бересте. Пришли они в лес. Медведь стал когтями обдирать кору со старых поваленных ветром берёз. А Маша пошла собирать цветы…”
Учитель: “Вы можете объяснить, почему именно со старых поваленных берёз?”
Дети: “Потому что если обдирать кору с живых берёз, то они погибнут, засохнут”.
Учитель: “Продолжаем дальше. “Вдруг на одном цветке Маша увидела кузнечика и маленького человечка.
- Здравствуйте, кузнечик и человечек! Я хочу пригласить вас к себе на день рождения. Вы получите пригласительные открытки на бересте.
- Спасибо! – обрадовались кузнечик и человечек.
- Ой! – воскликнула Маша. – Как же я буду писать приглашения! Я что-то не пойму как писать слова: “кузнечик” или “кузнечек”, “человечик” или “человечек”?! (Слайд 1)
Учитель: “А вы, ребята, знаете? Вам нужно это знать? Для чего?”
Подготовка к восприятию нового материала
Учитель выставляет на доске карточки слов с пропущенными буквами: “кузнеч.к” “человеч.к”
Учитель: “Как называются пропущенные орфограммы? Давайте определим, в какой части слова они находятся”.
Дети выделяют части слов: окончание, корень, основу, суффикс в слове “человечек”.
Учитель: “Для определения корня слова “кузнечик”, необходимо узнать о происхождении слова в интернете”. (Учащиеся находят происхождение слова и разбирают по составу.)
Учитель: “В какой части слова находятся пропущенные буквы?”
Дети: “В суффиксе”.
Учитель: “В русском языке есть два суффикса: - ек и – ик”. (Слайд 2)
Формулировка темы урока
Учитель: “Что мы узнаем сегодня на уроке?”
Дети: “Мы узнаем, когда нужно писать суффикс – ек, а когда – ик.”
Открытие нового знания
Учитель: “Продолжаем сочинять сюжет к новой серии мультфильма “Маша и Медведь”. Вспомните, к кому, обычно, обращаются герои сказок за советом, когда перед ними возникает какая-нибудь проблема?”
Дети: “К Мудрой Сове”.
Учитель: “Как нужно Маше разговаривать с Совой, чтобы она ответила на её вопрос? Почему?”
Дети: “Нужно разговаривать вежливо, потому что Сова старше”. Дети устно составляют вопросительное предложение от лица Маши к Мудрой Сове.
- Уважаемая Сова, скажите, пожалуйста, когда нужно писать суффиксы –ек и –ик?
Учитель: “Какое это предложение по цели высказывания?”
Дети: “Вопросительное”.
Учитель: “Долго думала Мудрая Сова, много старых книг перелистала. И вот какой дала совет: “Попробуй изменить слова по команде вопросов и сделай вывод” (Слайд 3)
Учитель: “Давайте поможем Маше сделать вывод о том в каком слове нужно писать – ек, а в каком – ик.”
(Дети сравнивают слова на слайде 3 и делают вывод о том, что в изменённом слове “кузнечика” есть буква И, значит слово “кузнечик” нужно писать с суффиксом – ик. А в слове “человечка” буквы И нет, значит слово “человечек” нужно писать с суффиксом – ек.)
Учитель: “Давайте проверим ваше предположение, прочитав сообщение в учебнике на с.21!”
(Учитель вставляет безударные гласные е и и в вывешенные на доске слова “кузнечик” и “человечек”.)
Первичное закрепление
Учитель: “Ребята, давайте воспользуемся советом Мудрой Совы и потренируемся в написании суффиксов – ек и – ик в разных словах”.
(Дети выполняют упражнение 53 в 1 части тетради-задачника.)
Учитель: “Как вы думаете, что воскликнула Маша, когда воспользовалась советом Совы?”
(Дети устно составляют восклицательное предложение).
Ура! Теперь я знаю, как писать слова суффиксами – ек и – ик!
Учитель: “А это предложение, какое по цели высказывания?”
Дети: “Восклицательное”.
Физминутка (Машина физминутка)
Закрепление
Учитель: “Ребята, продолжаем дальше сочинять сюжет к мультфильму. Итак, теперь Маша знает, как писать пригласительные на день рождения без ошибок. А вы помните, как писать приглашения?!”
(Дети повторяют правила написания приглашения.)
Групповая работа.
Учитель: “Представьте, что гости пришли к Маше на День рождения. Составьте и запишите в тетради предложения о том, кто и что ей подарил, используя слова на экране. Разделитесь на 4 группы. Для каждой группы свой столбик слов”. (Слайд 4)
(После составления и записи предложений, ребята по слайду 4 проверяют написание слов с суффиксами.)
Учитель: “Молодцы, ребята, справились с задачей! Как вы думаете, как можно закончить наш сюжет к новой серии мультфильма? Вспомните, ведь Маша очень любила всех чему-то учить. Как вы думаете, что она могла предложить гостям в качестве развлечения?”
(Дети выдвигают свои предположения. Учитель предлагает посмотреть, что именно придумала Маша.) (Слайд 5)
Самостоятельная работа:
1.Дети списывают в тетрадь слова, записанные на слайде 5: шар.к, корабл.к, бараш.к, вставляют пропущенные буквы и проверяют .
2. Упражнение 51 в 1 части тетради-задачника. Дети записывают названия маленьких предметов и выделяют суффиксы – ек и – ик.
3. Поисковая работа. Найти в словаре и записать три слова, изменив их так, чтобы они означали маленькие предметы (например: арбуз – арбузик).
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Вам понравился урок?
Удалось нам придумать новый сюжет к мультфильму “Маша и Медведь”?
Чему мы научились сегодня?
А) Заполнение листов самооценки
Да | Нет | |
Я хорошо понял (а) когда писать суффикс – ек, а когда – ик. | ||
Я внимательно слушал (а) на уроке и часто отвечал (а) на вопросы. | ||
Я хорошо выполнил (а) самостоятельную работу. | ||
Я красиво, старательно писал (а) в тетради. |
Б) Оценка работы на уроке по линейке.
Учитель: “Подумайте, сколько бы вы себе подарили шариков за сегодняшний урок, поставьте крестик на нужной цифре”.
Дети на вертикальной линейке с цифрами от 1 до 10 ставят крестик на нужной цифре.
Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.
Упражнение 57 страница 22 учебника.