Система работы школьного научного общества младших школьников «Эрудит»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Слайд 2

В нашей школе в 2008 году создано научное общество младших школьников - добровольное творческое объединение детей, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, творческий потенциал, приобретать умения и навыки в исследовательской, экспериментальной и опытнической деятельности под руководством педагогических работников и других специалистов на базе школы.

Цель НОУ: создание условий для выявления и воспитания одаренных детей, организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Слайд 3

Задачи НОУ:

  • Формировать единое школьное научное сообщество;
  • Выявлять наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;
  • Создавать условия для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности;
  • Активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудицию в интересующих областях науки.
  • Создавать условия для творческой деятельности обучающихся под руководством учителей.
  • Популяризовать современные достижения науки, техники, искусства.

Слайд 4

В деятельности клуба можно выделить 3 основных этапа:

1 этап: СТАРТОВЫЙ

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

2 этап: РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ работа над проектами и исследованиями

На этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

 На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

 После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

3 этап: РЕФЛЕКСИВНЫЙ: в марте готовые работы проходят отбор для участия в школьной конференции;

- в апреле проходит конференция, на которой жюри выявляет лучшие проекты среди учащихся 1, 2, 3 , 4 классов. Проект победителя среди 4-х классов представляем на городскую конференцию “Шаг в будущее”.

Этап презентации, как одна из целей проектной деятельности, и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Слайд 5

1. Выступление председателя клуба.

2. Выступление членов клуба “Эрудит”

3. Вручение удостоверений вновь прибывшим

Слайд 6

В таблице представлены результаты участия обучающихся в работе клуба “Эрудит”

Наибольшее количество учащихся было в первый год открытия работы научного общества. Детей притягивает все новое и интересное. Но работа над проектами требует от учащихся умение работать с информацией, временные затраты, трудолюбие, усидчивость, умение работать с компьютером, помощь родителей. Сейчас в работе научного общества принимают участие самые стойкие, проверенные временем ребята. Остальные учащиеся также принимают участие в работе над проектами, но реализованными в урочное время, на уроках, внеклассных мероприятиях. Те, кто заинтересовались таким видом работы, вступают в клуб. Но это уже те дети, которые понимают как и чем будут заниматься.

Слайд 7

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

В практике нашей работы используются как индивидуальные, так и групповые проекты.

Из данной диаграммы видно, что больше всего учащиеся предпочитают работать над индивидуальными проектами.

Количество проектов немного уменьшается из-за того, что с каждым годом возрастают требования к проектам. Стало больше исследовательских работ, а исследования требуют больше времени на реализацию.

Слайд 8

Темы проектов выбирают сами учащиеся. Ребят интересует животный и растительный мир, наш край, праздники, наука, экологические проблемы, ОБЖ.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Слайд 9

Темы групповых проектов (на слайде)

Преимущества групповых проектов:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Слайд 10

Темы индивидуальных проектов более разнообразные. Вот некоторые из них. (Слайд)

Преимущества индивидуальных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  2. У обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  3. Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  4. Формирование у обучающегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Слайд 11

Из диаграммы видно, что наших эрудитов больше всего интересуют темы, связанные с наукой: математика, русский язык, литературное чтение. Любят ребята темы о растениях, животных.

Работа над проектами требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

  • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
  • Консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  • Руководитель;
  • Координатор группового процесса;
  • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Слайд 12

Рассмотрим выбор тем учащимися в зависимости от возраста. (Слайд)

С каждым годом интересы для выбора тем усложняются. В проектах теория все чаще стала занимать меньше места, а практика, исследования наибольшую часть проектов.

Слайд 13

Каждый проект имеет свою “изюминку”.

Например, создавая проект “Ах, этот Новый год”, ученица смогла легко найти необходимый материал. А практическая часть проекта не получалась. Тогда она решила провести опрос среди учеников, вспомнить традиции своей семьи по празднованию Нового года, традиции нашего класса (за три года), мы запланировали экскурсию в резиденцию Деда Мороза. Проанализировав накопившийся материал, она приготовила советы всем для проведения интересного, веселого Нового года.

Слайд 14

Работая над проектом “Кролики”, ученица узнала много интересного про этих животных (разновидности, уход за ними) Завела кролика дома, чтобы изучать его повадки, узнать о его питании. В результате ей стало интересно, сколько денег расходует ее семья на содержание кроликов. Она сделала расчеты, которые представлены в таблице. Рассказывая классу о кроликах, другие дети могли теперь не только восхищаться ими, но и уже подумать, сможет ли его семья заботиться об этих животных. Этот проект смог осуществиться благодаря большой помощи родителей ученицы, которые приобрели ей кролика и тем самым способствовали возможности наблюдения за ним и исследования.

Слайд 15

Над этим проектом работала девочка, хотя велосипед все-таки больше интересует мальчиков. Она объяснила это тем, что любит кататься на велосипеде, так как почти все лето проводит в Сургуте. Она изучила устройство велосипеда, узнала, как за ним ухаживать, узнала о разновидностях велосипедов и многое другое. Но ездить на велосипеде не всегда удавалось, потому что, не зайдешь в магазин, не поиграешь на детской площадке, не оставишь около дома (надо поднимать на 5 этаж по нескольку раз в день) – ВДРУГ УКРАДУТ. Тут и возникла идея предложить поставить в нашем городе ВЕЛОПАРКОВКИ. Были проделаны расчёты, с которыми помогла мама (она знает цены на необходимые материалы, стоимость работы слесаря). Были определены места велопарковок в нашем микрорайоне. Данная работа была представлена на городском конкурсе “Шаг в будущее”.

Слайд 16

Темы, изучаемые на уроках, более широко освещаются и во внеурочной деятельности. В данном проекте дети собрали информацию о достопримечательностях нашего города. В ходе сбора информации, учащиеся увидели, что наш город очень интересен с точки зрения приезжающих, есть много интересных мест для посещения. Дети решили узнать, может ли Сургут стать туристическим городом? В проекте расписан план посещений достопримечательностей на неделю и проведены расчеты.

На слайде представлены их расчеты.

Слайд 17

Работая над проектом, учащиеся много узнали об улицах нашего города. Провели классификацию и пришли к выводу, что названия улиц нашего города тесно связаны с историей развития города и всей страны.

Слайд 18, 19

Тема данного проекта возникла при создании странички из энциклопедии, которую дети создавали сами, выбирая свой материал на определенную тему. При обсуждении был затронут вопрос: “Как измерить расстояние до объекта, если у нас нет измерительных приборов?” Появился проект “По следам великих открытий. Измерение высоты предмета различными способами”

Ученик измерил расстояние до дерева и рассчитал высоту сосны при помощи шеста и тени.

Слайд 20

Иногда, выбирая тему проекта, дети и не подозревают, что находят информацию, объединяющую различные области знаний. Такие проекты становятся межпредметными.

Работа над межпредметными проектами в начальной школе фактически готовит младших школьников в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в основной школе. В то же время создание межпредметных проектов не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания предметов начальной школы. Межпредметные проекты позволяют  комплексно решать образовательные и воспитательные задачи. Это сказывается на гармоническом развитии детей, стимулирует их самостоятельность и саморазвитие.

Например, проект “Чудо-юдо Рыба – Кит”. (Слайд)

Слайд 21

Примерные критерии оценки проектных работ младших школьников:

  • оригинальность выбранной темы,
  • открытие увлекательного и интересного,
  • актуальность исследования,
  • оригинальное оформление проекта,
  • практическое применение,
  • сложность проекта,
  • умение исследовать,
  • доступность изложения.

Слайд 22

Итак, тема выбрана, проекты готовы, жюри выбрало лучшие для представления их на школьной конференции, которая способствует:

  • активизации творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы младших школьников, вовлечение их в исследовательскую деятельность в различных областях наук;
  • подведению итогов творческой работы школьников, выявлению талантливых, одаренных обучающихся в области научного творчества;
  • популяризации интеллектуальной деятельности младших школьников;
  • обмену опытом работы методических объединений учителей в этой сфере;
  • определению участников городской конференции в рамках программы “Шаг в будущее”

Слайд 23

Где ребята могут представить свои работы?

  • Выступление на тематических классных часах.
  • Представление проектов и исследований на школьной конференции “Эрудит”
  • Размещение лучших проектов на образовательных сайтах в Интернет.
  • Участие в муниципальных мероприятиях (проекты по ПДД, по пожарной безопасности)
  • Участие в городском конкурсе “Шаг в будущее”

Слайд 24

Наши достижения.

  • II место в конкурсе “Шаг в будущее”
  • Тема проекта “По следам великих открытий. Измерение высоты предмета различными способами” (2010г)
  • III место в конкурсе “Шаг в будущее”
  • Тема проекта “Нужны ли городу велосипеды?” (2012г)
  • 8 проектов и исследовательских работ размещены в Интернет

Слайд 25

Какие результаты мы ожидаем?

На уровне “ученик, участник проекта”

  • Положительной динамики результатов успеваемости;
  • Положительной динамики количества и качества результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний различного уровня;
  • Положительной динамики результатов сформированности ключевых компетентностей;
  • Положительного имиджа участников проекта в образовательной среде школы, города;
  • Успешной социализации участников проекта;
  • Удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Слайд 26

На уровне “родитель ученика”

  • Позитивного отношения к школе;
  • Удовлетворенности качеством образовательных услуг.

На уровне “педагог, участник проекта”

  • Положительной динамики профессиональной компетентности, в том числе предметной;
  • Выполнение требований по качеству результата.

Слайд 27

Планируем:

Продолжать и совершенствовать работу научного общества.

Расширять деятельность научного общества, создавая межпредметные и межвозрастные проекты с целью реализации личностных возможностей детей, взаимодействие детей разных возрастов.

 В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки: 

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи. 

3. Навыки оценочной самостоятельности

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

ВЫВОД:

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. 

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Спасибо за внимание!