Урок русского языка по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить, систематизировать и закрепить изученный материал по теме;
  • развивать интерес к предмету, монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать любовь к  русскому языку и родной природе.

Оборудование для учителя: таблицы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов», «Морфологический разбор глагола», карточки для выполнения заданий в парах и группах, презентация по теме.

Оборудование для учащихся: словари:  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка; В.П.Жуков, А.В.Жуков.  Школьный фразеологический словарь русского языка; М. Е. Шемшуренко.  Школьный словарь антонимов и синонимов русского языка;   А.Н.Тихонов.  Школьный словообразовательный словарь русского языка, учебник А.В.Полякова «Русский язык» 4 класс Москва, «Просвещение», 2014

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель.

Улыбнулись, подтянулись,
На уроке – не зевать!
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.

2. Определение темы и целей урока

Учитель. (Слайд №1) Прочитайте слова, записанные на слайде:

Смотр. м, наступа. т, вынес

– Что вы можете о них рассказать? 
– Как не ошибиться в правописании окончаний данных глаголов?
– Сформулируйте тему урока.  (Учащиеся называют тему урока)  Слайд №2
– Какое слово лишнее? (вынес)  Почему? (Глагол вынес прошедшего времени, остальные глаголы настоящего времени)
– Для чего необходимо знать правописание безударных личных окончаний глаголов?  (Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глаголов)
– Какую роль играют глаголы в нашей речи?  Где найдут применение наши знания о глаголе?  На эти вопросы вы постараетесь ответить в ходе урока. Слайд №3

3. Упражнение в чистописании

Учитель. Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать.

(Слайд №4)  Саб  сс  cвг  ccc(Буква с)

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой с.
– Запишите, продолжив закономерность.

Слайд №5  (За). кном  (по)  сн. жку  ход. т  г. лодная  с. нич (?)ка  она прос. т   (о)  пом. щи.

Учитель. Запишите предложение, расскрывая скобки и вставляя пропущенные  буквы.
– Разберите предложение по частям речи и членам предложения.  Объясните постановку знаков препинания.
– Устно продолжите текст.  (Работа в группе)
Обобщение.  Как правильно написать безударное окончание глагола.
Укрепление нервно-психического здоровья  детей. Релаксация.   Звучит запись песни синички.

4. Повторение пройденного материала

А)  (Слайд №6) Учитель. Прочитайте предложение

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А.Югов.

Учитель. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

(В ходе обсуждения учащиеся приходят к заключению, что без глагола невозможно узнать прошлое, рассказать о настоящем, представить будущее.)

Учитель. Что такое слово?  Найдем ответ в толковом словаре.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства, дар говорить.

Учитель. Перейдем к работе над словом.

Б) Словарно-орфографическая работа

Учитель. (Слайд №7) (верстька) Составьте слово. Составили слово – сверкать.
Учитель. Пользуясь словарем, определите значение слова.

Сверкать
1. Ярко блестеть, сиять, переливаться искристым светом.
2. Перен.  Блеском глаз выражать какие-либо чувства, переживания, ярко выражаться, обнаруживаться.  Только пятки сверкают – быстро убегать, исчезать.

Учитель. Запишите слово сверкать в свой словарь, выделите орфограмму.  В тетрадях выполните фонетический разбор нового слова.  (Ученик самостоятельно выполняет на доске.)  Проверка.
– Что можете рассказать про слово сверкать как часть речи?  (Глагол неопределенной формы,  I спряжения)
Учитель. Глагол – необыкновенная часть речи.  Чем же она необыкновенна?  Глагол может выражать бесчисленное количество действий.  По частоте употребления он занимает второе место после имен существительных.  Проведем исследование  над словом сверкать.

А) Подумаем сами и подберем однокоренные слова: сверкнуть, засверкать, посверкать, сверкание. 

Б) Учитель. Откроем словообразовательный словарь, добавим ряд однокоренных слов.  (Слово отсверкать

Слайд №8   (Дерево, на листьях которого записаны однокоренные слова: сверкнуть, сверкание, засверкать, отсверкать, посверкать) 
Вывод.  Корень дает жизнь дереву, в корне слова заключено его лексическое значение.

В)Учитель.  Разберите слова по составу.  Подберите синонимы к слову сверкать. (Работа в группах  1,2,3 группы)  4,5,6 группы подбирают антонимы к слову сверкать.

Сверкать – блестеть, сиять, переливаться
Сверкать блекнуть, тускнеть(Слайд №9)

Г) Учитель. Определите спряжение глаголов.   (Повторяется правило, как определить спряжение глагола.)

Д) Творческая работа

Учитель. (Слайд №10) Выбери задание, которое считаешь для себя интересным.

1. Составь предложения с новым словом по схемам.

  1.   [ =  ~~~   ___],  [ ~~~  ___    = ].
  2.   [ ~~~   ___   =  -----,   -----,    -----].

2. Сочинение  стихов с новым словом сверкать.

А) … снежок           Б) … сверкает           В) …сверкает
… сверкаешь           … украшает              … порхает
… дружок
… поиграешь

Учитель. Определите спряжение глаголов.  Какие глаголы относятся к первому спряжению, какие – ко второму?   Назовите глаголы-исключения.

4. Музыкальная физминутка

5. Закрепление изученного материала.  Сценка

1) Учитель. Вы сейчас будете внимательными зрителями.  Ставлю  вопрос перед началом  игры «актеров»:
– Какое правописание глаголов помогла вам вспомнить сценка?

Сказка

Глагол.  Бедный, бедный я – Глагол.  Всю жизнь работаю, все время что-нибудь делаю, нет, все равно пристают с вопросами:
Что делал?
– Что делаешь? 
– Что будешь делать? Обидно. У существительных и прелоги есть, и приставки, а у меня сына – предлога нет, одни дочки – приставки.  Мудрая Грамматика, трудно мне одному работать, надо бы сына – предлога, помощника.
Мудрая грамматика.  Да, предлоги я уже раздала, приставки у тебя есть, разве что частицу «не» тебе дать.
Глагол (возмущаясь)  Частицу «не»! Да ведь она ещё девчонка, води её всё время за ручку.
Частица. Нет! Я сама пойду, я самостоятельная.  Вот почему я с Глаголом стою отдельно. Но если ему нездоровилось, он недомогал, ненавидел, я ему подставляла плечо.

Вывод (делают учащиеся). Частица не с глаголом пишется раздельно.

2) Выборочный диктант

Учитель. Работа в парах.  Выпишите глаголы в две группы.  Определите спряжение.

Пословицы и поговорки

Время – как воробей, упустишь – не поймаешь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Загадка

Ухом не слышит, носом не дышит,
Где побывает, хвост потеряет.   (Нитка с иголкой)

Фразеологизмы

Душа уходит в пятки;  руки чешутся.

3) Самостоятельная работа.  Работа по учебнику.  Упражнение № 175.

Проверка.

4) Готовимся к мониторингу.  Тест.  Индивидуальная работа.

Тест

1. Выберите слова, в которых пропущена буква О.

а) ск.льзит  б) пос.дил    в) д.леко  г) заб.лел    д) х.лодный

2.  В окончаниях каких слов пишется буква е?

а) подкорм. шь  б) наблюда. шь    в) бре. те    г)  помеша. шь   д)  смотр. м

3. Укажите номера слов, которыми обозначены главные члены предложения.

1        2             3          4          5            6
На рассвете туман над болотом исчезает.

4. Найдите четвёртое «лишнее» слово, укажите спряжение.

а) заговорить   б) запеть       в)  забыть    г)  закричать

5. В каких случаях надо писать слитно?

а) (на)гадать   б) (на)голове   в) (под)бежать   г) (под)бокалом    д)  (с)вязать  е) (с)вязаньем

5) Слайд №11. Говорите правильно.

Нельзя говорить!                                     Надо говорить!

Вылазь                                                      Вылезай
Ездию                                                       Езжу
Ляжу                                                         Лягу
Нагинаться                                               Нагибаться
Хочем                                                       Хотим

6. Подведение итогов урока

Учитель.  Скоро прозвенит звонок, подводить пора итог.
– Какую роль играют глаголы в нашей речи? 
Почему необходимо изучать правописание безударных личных окончаний глаголов?
– Чьи ответы на уроке вам понравились?  (Выставление оценок)
– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
– Твое настроение? (Выберите смайлик)

7. Домашнее задание по выбору учащихся

  • Подобрать пословицы, загадки, фразеологизмы, указать спряжение глаголов.
  • Выпонить упражнение   № 174, №176
  • Сочинить сказку, рассказ, историю, стихотворение о зиме.

Список литературы:

  1. В.В.Волина.  Веселая грамматика.  Издательство «Знание», Москва, 1995.
  2. Т.А.Крепких, А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич, О.Л.Соболева. Универсальный словарь русского языка.  Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2010.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка Российской академии наук.  Москва, ООО «Издательство ЭТПИС», 2005.
  4. А.Н.Тихонов.  Школьный словообразовательный словарь русского языка. Москва, «Культура и традиции», 1997.
  5. Круглов Ю.Г.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки.  Москва, «Просвещение», 1990.
  6. В.П.Жуков, А.В.Жуков.  Школьный фразеологический словарь русского языка.  Москва, Издательство «Просвещение», 2013.
  7. М.Е.Шемшуренко.  Школьный словарь антонимов и синонимов русского языка.  Издательство: Виктория Плюс, 2013 г.