СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Место занятия в учебном процессе: раздел программы “Создание изделий из текстильных материалов”. Модуль: “Элементы машиноведения”.
Дидактическая цель:
- изучить назначение, устройство и принцип работы швейной машины класса 2М ПМЗ;
- выполнить заправку швейной машины для работы.
Тип урока: комбинированный (“открытие нового знания”, практическое закрепление знаний и способов действий по устройству технологических машин).
Форма урока: практическая работа.
Формы и способы передачи разных видов информации на данном уроке
Этап урока | Цель | Использование информационных стендов | Использование интерактивной доски |
Мотивирование к учебной деятельности | Создаются условия для возникновения
внутренней потребности включения в учебную
деятельность(“надо”). Устанавливаются тематические рамки (“могу”). |
Сравнительный анализ предстоящей работы. | Демонстрация фрагмента из мультфильма "Маша и Медведь"(приложение) |
Актуализация знаний | Актуализация соответствующих
мыслительных операций и познавательных
процессов; Мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. |
Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы). | Демонстрация презентации |
Постановка учебной задачи | Повышение наглядности для восприятия учебного материала по изучению устройства швейной машины. | Ознакомление с содержанием информационных стендов по устройству швейной машины и подготовке её к работе. | Демонстрация презентации |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Обсуждение затруднений. | Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. | Демонстрация этапов работы |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции) по изучению устройства швейной машины и её заправке. | Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать со швейной машиной класса 2М ПМЗ. |
Методы обучения:
диалог; демонстрация приемов заправки швейной машины; практическая работа с использованием специальных средств обучения (информационных стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов; самоконтроль, самооценка.Оснащение урока:
- Швейные машины класса 2М ПМЗ.
- Информационные стенды по устройству швейной машины.
- Презентация.
- Интерактивная доска.
ПЛАН УРОКА
Дидактическая цель:
- изучить назначение, устройство и принцип работы швейной машины класса 2М ПМЗ;
- выполнить заправку швейной машины для работы.
Деятельностная цель:
- формирование способности учащихся выполнять заправку швейной машины класса 2М ПМЗ;
- формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения информационных стендов по устройству швейной машины.
Образовательная цель:
- расширение кругозора обучающихся по устройству технологических машин;
- совершенствование умения применять информационные стенды для самоконтроля на промежуточных этапах работы на швейной машины класса 2М ПМЗ.
Форма урока: практическая работа.
Материальное отображение ожидаемого результата урока: заправка верхней и нижней нитки швейной машины класса 2М ПМЗ.
Задачи урока:
- Формирование в рамках урока универсальных учебных действий:
№ | УУД | Содержание универсальных учебных действий |
1 | Личностные | - Формирование целостного
представления о технологических машинах,
имеющихся в школьной мастерской. - Понимание значимости прикладного знания в практической деятельности по изготовлению изделий из ткани. - Проявление технико-технологического мышления при изучении устройства швейной машины и подготовке её к работе. - Проявление трудолюбия, ответственности и аккуратности при заправке швейной машины класса 2М ПМЗ. - Самооценка результатов, как на промежуточных этапах работы, так и в целом |
2 | Регулятивные | - Правильная организация рабочего
места. - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. - Бережное отношение к раздаточному материалу, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской. - Самостоятельная практическая работа на основе заданного алгоритма действий посредством применения информационных стендов по устройству швейной машины. - Внесение необходимых изменений в случае расхождения с эталоном – классической схемой технологической машины. - Осознание качества и уровня усвоения устройства швейной машины класса 2М ПМЗ. |
3 | Познавательные | - Анализ заправки нижней нитки и верхней
нитки. - Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при работе с информационными стендами, позволяющими формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся. - Умение составлять целое из отдельных частей, самостоятельно достраивать недостающие компоненты, сравнивать, обосновывать свои действия. |
4 | Коммуникативные | - Согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности с
одноклассниками при работе с информационными
стендами. К ним относятся следующие навыки: А) сотрудничество, оценивание ситуации, выявление противоречий, аргументирование своей точки зрения, адекватное использование речевых средств для решения проблем; Б) анализ информации о промежуточных этапах целостного технологического процесса по устройства и заправке швейной машины класса 2М ПМЗ, сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; В) безопасное функционирование на рабочих местах в школьной мастерской при выполнении самостоятельной практической работы. |
Межпредметные связи:
– природоведение, математика, физика.
Оборудование и наглядность:
1. Швейные машины класса 2М ПМЗ.
4. Информационные стенды по устройству швейной машины.
Временная структура урока
№ | Наименование этапа урока | Время, мин. |
1. | Мотивирование к учебной деятельности. | 3 |
2. | Актуализация знаний. | 7 |
3. | Постановка учебной задачи. | 5 |
4. | “Открытие нового знания”. Объяснение
нового материала. Вводный инструктаж. ТБ при работе на швейной машине. |
20 |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием информационных стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием информационных стендов. | 20 |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. | 5 |
7. | Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием информационных стендов. | 20 |
8. | Рефлексия деятельности. Подведение итогов. | 7 |
9. | Уборка рабочих мест. | 3 |
Итого | 90 |
Требования к результатам освоения обучающимися содержания урока
№ | Результаты освоения содержания урока | Содержание требований |
1 | Личностные | - Сформированность понятия о целостном
представлении технологических машинах,
имеющихся в школьной мастерской. - Накопление личного опыта и способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей при изучении технологических машинах. - Готовность к рациональному планированию самостоятельной работы на основе заданных алгоритмов (посредством применения информационных стендов). - Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, уважительного отношения к результатам труда одноклассников. - Умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемому виду трудовой деятельности. |
2 | Метапредметные | - Алгоритмизированное планирование
познавательно-трудовой деятельности
посредством освоения новых технологических
машин. - Возможность оценивания своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при заправке швейной машины. - Соблюдение правил ТБ, бережное отношение к основным частям швейной машины, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской. |
3 | Предметные | Аргументировано объяснять: - представление об этапах целостного процесса изучения технологических машинах, имеющихся в школьной мастерской; - последовательность выполнения заправки швейной машины класса 2М ПМЗ; Выполнять трудовые операции: - рационально организовывать рабочее место; - выполнять работы по заправке швейной машины класса 2М ПМЗ в соответствии с правилами ТБ; - применять для самоконтроля на промежуточных этапах работы информационные стенды, учебник; - находить и устранять допущенные ошибки при выполнении заправки швейной машины. |
Литературы для обучающихся:
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 192 с.: ил.
Литературы для учителя:
Конструирование одежды: Практикум
к курсу “Конструирование, моделирование и
художественное оформление одежды”. /Под ред. В.Д.
Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ
“Технология”, 1999.-154 с.