Разработка урока по теме "И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги"" по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель:

  • Выявление художественной идеи стихотворения.
  • Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.
  • Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И.А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя-скитанья
Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

(“Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним - как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем - синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков”)

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

- Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

- Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

Биография И. А. Бунина Мои замечания об услышанном
Предки И. А. Бунина  
Симеон Бунковский  
Анна Бунина, Василий Жуковский  
Отец И. А. Бунина, Алексей Николаевич Бунин  
Яркие впечатления детства  
Книга в жизни И. А. Бунина  
Начало литературной деятельности  

- Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

- Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

Выступления учащихся

2. Анализ стихотворения И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Выразительное чтение стихотворения. (прослушивание аудиозаписи). Чтение с учащимися вслух. Какие слова показались незнакомыми? Остинок. Ость - длинный жесткий волос в шерсти животного.

Мы уже неоднократно употребляли слово “тема”. Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

- В первой строфе шел, натоптал, гнул,

- Во второй строфе скреб

- В четвертой уходил, уносил

- Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям (осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен (“натоптал тропинок”), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов (“белым зубом скреб”). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: “И далеко в лугу/ Теряется собачий гон...”

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

- задержись на предыдущем слове;

- обрати особое внимание на следующее слово;

- написанное здесь значит больше, чем просто слова;

- я очень взволнован;

- я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

- Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь “ветки”, обитые рогами на бегу” является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: “Я очень взволнован”.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение “литературоведа” о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение “искусствоведа” о картине Клода Лоррана “Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя”.

Исследовательская работа с текстом.

- Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “красота”. Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

- Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “смерть”. Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень-это красота.

Прочитаем последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили... Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

- В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество...

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова “Олень”.

Лексическая работа.

- Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

- К чему стремится душа поэта?

Вопреки всем “словам – мучительным трубам”, приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к “огненным берегам” - творению красоты.

Рефлексия

- Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”?

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Домашнее задание:

  • подготовить рисунок на выставку
  • или выучить стихотворение наизусть