Цель урока – закреплять навыки написания сжатого изложения на материале текстов разных стилей.
Задачи урока:
Образовательная:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая:
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
- формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Время: два урока по 40 минут.
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
- Давайте вспомним, что такое изложение? - Какие виды изложений мы знаем? - Что такое подробное изложение?
- Какое изложение мы называем сжатым?
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. |
- Это вид письменной работы, основанный
на пересказе текста. - Подробное и сжатое. - Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей - Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности - Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации. |
3. Повторение приемов и способов сжатия текста.
Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
- Давайте вспомним, какие способы сжатия
текста мы знаем?
- С помощью каких приемов можно произвести компрессию? |
- 3 способа компрессии текста: исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения и обобщения. - Приемы сжатого воспроизведения сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. |
4. Практическая работа (коллективная)
Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
Упражнения на понимание текста,
восстановление логических связей. Выполняется на листах, делаются любые пометы карандашом или ручкой. - Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Где надо, соедините простые предложения в сложные с помощью союзов и союзных слов. |
|
Время благоприятствует молодым. Смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Познание необходимо. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше. Можно больше успеть еще в молодости |
Познание необходимо. Но смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше. Тогда больше можно успеть еще в молодости. Ведь время благоприятствует молодым. |
- Какой вывод можно сделать о построении
текста? - Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой. |
- Любой текст состоит из предложений,
связанных по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают местоимения, союзы, частицы, а также вводные слова и конструкции. |
Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.
Выполняется задание на листах, аккуратно делаются карандашом необходимые пометы. Каждая группа работает со своим заданием 3-5 минут.
Задания | Предполагаемые ответы учащихся |
1 группа: Произведите сжатие
фрагмента, используя прием исключения: Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то присущим ей индивидуальным признаком. Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий, ремеслом тех, кто на них селился. Отсюда все Кузнецкие, Гончарные, Каретные, Ружейные, Скорняжные, Хлебные улицы и переулки. Нередко названия улиц были образованы от фамилий. В военных и стрелецких слободах улицы и площади могли называться по фамилиям живших на них командиров: Зубовская, Лефортовская. Фамилии владельцев домов и усадеб также давали имена улицам, но в основном переулкам: Докучаев, Калошин, Костомаровский, Лаврушинский, Лялин. В названиях отражена и первая и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту. Так появились Владимирская, Тверская, Дмитровская. Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности. |
Многовековая традиция городской
топонимики требовала, чтобы название улицы было
связано с каким-то индивидуальным признаком. Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий тех, кто на них селился. Нередко названия улиц были образованы от фамилий командиров или владельцев домов и усадеб. В названиях отражена и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту. Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности. |
2 группа: Произведите сжатие
фрагмента, используя прием обобщения: Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал множеством жадных вопросов и почтительно слушал ученую речь. Путешественников он расспрашивал об их путешествиях, хирургов – об их операциях. Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы. Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него отвратительна. Он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся. Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания. |
Одной из самый замечательных черт
личности Ильи Репина была неутомимая пытливость.
Стоило очутиться в его доме интересному
человеку, и Репин весь вечер не отходил от него,
забрасывая вопросами и почтительно слушая
ученую речь. Каждого расспрашивал о любимом деле. Зато всякая обывательская болтовня была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал и убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся. Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретая новые знания. |
3 группа: Произведите сжатие
фрагмента, сочетая приемы исключения и
обобщения: Красная горка. Такое имя у древних славян носил веселый праздник в честь весны. Древляне, кривичи, мерь и прочие наши прародители собирались на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Отсюда и название праздника. Следовало бы назвать его зеленой горкой, но предки наши выбирали слово “красный” для всего самого блистательного, красивого. Красными назывались и девицы, и весна, и лучшие площади, и самая вкусная рыба. Красная горка – счастливый праздник. С замиранием сердца ждали его как молодые, так и старики. На нем наконец-то провожали почти умершую зиму и встречали только что народившуюся весну. Радостно звучали песни о солнце, о дожде, о весенней грозе. А после Красной горки играли свадьбы. Весенние бракосочетания считались самыми счастливыми. - Слушаем учащихся всех групп и оцениваем правильность их работы (используются исходные тексты разных групп на слайдах презентации). Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты. |
Красной горкой назывался у древних
славян праздник в честь весны. Наши предки
собирались веселиться на оттаявших, покрытых
первой травкой пригорках. Они выбирали слово
“красный” для названий всего самого
блистательного, красивого. Красная горка – счастливый праздник, которого с замиранием сердца ждали все люди. На нем провожали зиму и встречали весну, распевая радостные песни. А после праздника играли весенние свадьбы, считающиеся самыми счастливыми. |
6. Анализ текста.
- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста. Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда “слышно, как муха летит”, тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.
Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
- А теперь посмотрим на вариант сжатого
изложения данного текста (слайд). Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться. Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту. |
|
- Удачно ли это изложение? Почему? - Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста. - Давайте вспомним этапы работы с текстом. (слайд) Определение темы текста Определение идеи текста Определение структуры текста Определение микротем текста как частей общей темы Моделирование сжатого изложения - Какова тема текста? - Какова идея текста? - Подчеркните главную информацию, чтобы получился связный текст. Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова (слайды) |
Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем. |
Работая каждый у себя в тетради,
постарайтесь использовать различные приемы
сжатия текста и запишите его. - Проверяем работу и оцениваем в соответствии с экзаменационными критериями (слайды и бумажный вариант) ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2) ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3) ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2) Всего - 7 баллов - Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной. |
Работа в тетрадях над сжатием текста.
Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь. Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится – нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык. Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами. |
Рефлексия.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Чувствуете ли вы, что уже владеете приемами сжатия текста?
- Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
- Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?
Оценивание работ учащихся.
Домашнее задание: продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту № 2 “О дружбе”.