Цель: дать понятие о жанровых отличиях сказки и рассказа, о роли деталей в тексте; развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, классифицировать, выделять главное, ставить и решать проблему, определять и объяснять литературоведческие понятия; воспитывать коммуникативную культуру, продолжить работу над нравственными целями.
Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; выставка книг писателя; словари; на доске записан эпиграф: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна» (Г.П.Трефилова), обложка книги «Тёплый хлеб».
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
Учитель. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?
Ученики. Тепло.
Учитель. А что ещё может быть тёплым?
Ученики.
– Тёплая ладонь.
– Тёплое солнце.
– Тёплое одеяло.
– Тёплый взгляд.
– Тёплые слова.
– Тёплый хлеб.
II. Словарная работа
Учитель. Определите значение слова «тёплый» .
Ученики определяют и рисуют ассоциограмму, работают со словарём.
III. Актуализация знаний
Учитель. С чьим именем связано словосочетание «тёплый хлеб»?
Ученики. С именем К.Г.Паустовского.
Учитель. Что вы о нём знаете?
Ученики читают сообщения о писателе.
Учитель. Впереди у вас будут ещё встречи с писателем К.Г.Паустовским.
IV. Работа по теме урока
Учитель. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы викторины:
- Какой масти был конь? (Вороной)
- Кто взял себе коня? (Мельник)
- Какое прозвище имел Филька? («Ну тебя»)
- Что сделал Филька с куском хлеба? (Кинул в снег)
- Что случилось в природе после этого? (Метель и сильный мороз)
- Сколько лет назад был такой же мороз? (Сто)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (От злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату)
- Что посоветовал Панкрат Фильке? (Изобрести средство от стужи)
- Сколько времени он дал Фильке? (Час с четвертью)
- Кто был свидетелем их разговора? (Сорока)
- Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке)
- Что сделали люди для своего спасения? (Продолбили лёд у мельницы)
- Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала тёплый ветер)
- Что понёс Филька раненому коню? (Буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, как съел хлеб? (Положил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (Её никто не слушал)
Учитель. Проверим ваше внимание. Посмотрите на титульный лист. Чего не хватает?
Ученики рассуждают.
V. Динамическая пауза
– Вращение глазами.
– Упражнения для пальцев рук.
VI. Первичное закрепление
1. Чтение отрывка учителем и обсуждение .
Учитель. Для какого жанра характерно такое начало: для сказки или для рассказа?
Ученики. Для рассказа, так как события реальны.
2. Работа в рабочих тетрадях (стр. 24, задание 14): Какие детали описания помогают создать впечатление реальности происходящего? Подчеркни в тексте одной чертой.
Учитель. А почему автор указал, что это сказка?
Ученики. В произведении присутствуют сказочные элементы.
Учитель. А какие?
Ученики. Очеловечивание природы, ожидание чуда.
Учитель. Подтвердите примерами из текста.
Выборочное чтение с. 52, 53, 56.
Работа с кластером.
Учитель. Для сказки свойственно олицетворение, очеловечивание природы. А герои?
Учитель: Назовите героев этой сказки.
Ученики: …
Учитель: На какие группы можно их разделить?
Ученики:
Люди и животные
Говорящие и неговорящие
Молодые и старые
Добрые и злые.
Учитель: Подберите к последнему словосочетанию синонимы.
Ученики: Положительные и отрицательные
Учитель: Кого вы считаете положительными героями?
Ученики: … .
Учитель: Почему вы так считаете? Подтвердите примерами из текста. Подчеркните волнистой чертой эпитеты, характеризующие их. Выражает ли отношение рассказчика к герою?
Ученики читают отрывки из сказки.
VI. Итог урока.Рефлексия
Учитель: Какими же чертами обладают положительные герои?
Ученики: Добротой, отзывчивостью, состраданием, гуманностью.
Учитель: С какими героями народных сказок ассоциируют наши герои?
Учитель: Каждая народная сказка содержит мораль. Какова она? Есть ли мораль в нашем произведении?
Ученики:
Добро побеждает зло.
Все заканчивается хорошо.
Учитель: Прав ли был автор, что назвал свое произведение сказкой? Согласитесь ли вы с ним или поспорите?
Ученики рассуждают.
Учитель: Обратимся к эпиграфу: «Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна». А все ли герои сказки ведут жизнь такой, какой она должна быть?
Ученики: Нет, Филька не такой.
VII. Домашнее задание
Учитель: Тогда, ребята, я попрошу вас поразмышлять над следующими словами А.А. Блока, которые нравились К.Г. Паустовскому и он считал их своим девизом: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Какие черты характера Фильки кажутся вам «случайными»? Подумайте, у кого, кроме Фильки, есть «случайные» черты? Говорится ли в сказке о том, что «мир прекрасен»? Посетите Галерею и поразмышляйте, какая картина созвучна нашей сказке.