Цели и задачи урока:
- изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
- формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);
- развитие познавательного интереса учащихся;
- воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.
Тип урока: комбинированный.
Используемое оборудование и материалы:
- интерактивная доска “Hitachi (Smart Board)”;
- медиапроектор;
- компьютеры для учащихся (8 рабочих мест);
- раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания;
- учебник “История древнего мира” Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свеницкая;
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Дайте определение истории как науки.
- Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2). Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести номера выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.
(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
3. Изучение нового материала.
3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)
Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается прародина человечества (находим область на карте).
Вопросы учащимся.
- На каком материке находится искомая область?
- Какая часть материка включает искомую область?
- Что такое, по-вашему, прародина?
При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.
(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).
Вопросы.
- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?
- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)
Закрепление.
Учитель предлагает учащимся с помощью маркера обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.
На поверхность интерактивной доски снова проецируется презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:
“В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — олдуваиская”.
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).
3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – Древнейшие люди.
Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.
Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6). Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)
Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: “Чем древнейшие люди отличались от животных?”, поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.
Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (Из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).
Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 “Палка-копалка и дубина” и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Закрепление.
Итак, продолжите логический ряд: орудиями труда древнейшего человека были - … (Устно)
3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.
Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.
3.4. Овладение огнем (5 мин.)
Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?
(Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№ 14, 15, 16 с комментариями учителя).
4. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)
– Устный ответ на проблемный вопрос “Чем древнейшие люди отличались от животных?” (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.
5. Закрепление изученного на уроке (8 мин.)
Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее).
На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.
На каждом мониторе открыт файл “Сцены из жизни древнейших людей” (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа.
Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.
(Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).
6. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).
П.1 учебника, ответы на вопросы на стр.11, запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме “Как совершенствовались орудия труда первобытных людей”.