Методическая разработка КВН "Вездесущая математика"

Разделы: Внеклассная работа


Внеурочная работа по математике призвана решать целый комплекс задач по математическому образованию, по всестороннему развитию индивидуальных способностей студентов и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Государственных программ по внеурочной работе нет, как нет и норм оценок.

Проведение предметных недель стало традицией во многих учебных заведениях. В большинстве случаев они проводятся 1 раз в год. Неделя математики в нашем колледже проходит в марте-апреле учебного года. В подготовке участвуют все преподаватели математики.

Примерно за 3 недели до предметной недели вывешиваются задания заочных конкурсов: “Головоолимпиады” и конкурса “Задачи великих математиков”. Задания этих конкурсов предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий могут быть использованы навыки логического и абстрактного мышления; умения классифицировать, обобщать и проводить аналогии, умения предвосхищать и прогнозировать результат, “включая” интуицию, воображение и фантазию.

Ежедневно в течение всей недели студентами 2 курса проводятся беседы для студентов 1 курса по истории математики и экскурсии по выставке вычислительных средств, оформленной в кабинете математике.

В первый день недели на видном месте вывешиваются стенные газеты, кроссворды, ребусы. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию. Материал для газет подбирается из различных математических книг, журналов. Названия газет и их оформление должны привлекать внимание студентов. В конце недели авторы лучших газет награждаются призами. В течение следующих дней проводятся различные конкурсы и математическая олимпиада.

Подавляющее большинство математической олимпиады составляются таким образом, что для успешного их решения не требуется знаний, выходящих за рамки программы по математике, но несколько заданий требуют более глубоких знаний.

Среди различных форм внеурочной работы по математике особое место занимают конкурсы, КВНы, турниры. Присущий им дух соревнований и юмор нравится студентам. Для некоторых ребят такие соревнования становятся началом большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива студентов, укреплению их дружбы. В колледже появляются новые художники и поэты, становится больше остроумных, общительных людей. В качестве примера к методической разработке прилагается сценарий КВН по математике для 1-х курсов (см. Приложение).

Неделя заканчивается подведением итогов, где отмечаются лучшие работы и вручаются призы.

Цель игры:

  • cоздать условия для развития познавательной и творческой деятельности студентов;
  • cоздать условия для совершенствования умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительности, смекалки, самоконтроля у студентов;
  • cпособствовать формированию чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, упорства в достижении поставленной цели, культуры мышления;
  • cоздание устойчивой мотивации к изучению математики.

Планируемый результат:

личностный – элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения математики; познавательный интерес к математике и положительное отношение к учебным занятиям по математике;

межпредметный – принимать учебную задачу; планировать свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану и инструкциям; работать с информацией; выполнять учебные действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их;

предметные – использовать при решении задач знания полученные на занятиях по математике; исследовать (моделировать) несложные практические ситуации на основе изученных математических понятий; проводить доказательные рассуждения  в ходе  решения задач.

Цель студента: умение применять полученные знания при решении жизненных задач.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки – задания, тесты.

Ход игры

Ведущий:

Снова взяты все зрители в плен
Вы сейчас все увидите сами
Ведь на сцене опять КВН –
По местам, по местам капитаны!
Состязаться начинают группы
Градом сыплются вопросы и ответы
Мы в победе все уверены вполне
Нас веселых и находчивых в стране
КаВеэНное количество найдется!

Дорогие друзья! Мы проводим математический КВН. Представляю жюри: это зав. отделением, зам директора по научно-методической работе, методист, студенты второго курса. Вас ждет захватывающая встреча, полная неожиданностей и сюрпризов. Нашу встречу начинаем с приветствия команд. Приглашаю команды занять свои места.

1. “Приветствие”. (С юмором представить свою группу и команду)

2. Разминка “Ну-ка, смекни!”. (Командам предлагается 4 устных задач, каждая задача оценивается в 1 балл, ответы принимаются устно)

3. Конкурс “Счет в уме”. (Командам необходимо найти сумму цифр используя забавные рисунки, каждая картинка оценивается в 5 баллов).

4. Конкурс “Домашнее задание”. (Максимальная оценка 5 баллов за задание)

1) Тема: “Математика и живопись” (нарисовать картину, состоящую из математических символов, графиков функций и т.д.) защитить свое творчество.

2) Конкурс поэтов. (Зарифмовать формулировку какой-нибудь теоремы или сочинить буриме-стихотворение используя, рифмы: пять – опять; раз – запас)

5. Конкурс “Логиков”.

Командам необходимо выполнить следующие задание:

1) Сформулировать утверждение, обратное следующему: “Нет ничего лучше плохой погоды” (оценивается в 5 баллов).

Ведущий: В следующем задании надо найти ошибку в софизме. Софизмы – доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софистами называли группу древнегреческих философов IV–V вв. до н.э., достигших большого искусства в логике. Примеры софизмов:

  1. Если равны половины, то равны и целые.
  2. Полуполное есть то же, что и полупустое, значит, полное – то же самое, что пустое.
  3. Ахилесс, бегущий в десять раз быстрее черепахи, не сможет ее догнать.

Командам необходимо выполнить следующие задание:

2) Вопрос – софизм (оценивается в 5 баллов).

Следующие логическое задание:

3) Сформулируйте известную русскую пословицу по ее блок-схеме (каждая пословица оценивается в 5 баллов).

6. Конкурс капитанов. Предлагается выполнить задания теста, каждое задание теста оценивается 1 баллом.

7. Конкурс “Эстафета”. (Выстраиваются друг за другом по 6 человек от команды. По сигналу ведущего, стоящие первыми бегут к сцене. Там каждый из них получает листок с задачей, решает ее, передает жюри и бежит на свое место. После этого выбегает следующий участник команды и т.д. В качестве эстафетной палочки передается карандаш. Каждая задача оценивается 1баллом).

8. Конкурс “Геометрический конкурс”. За 5 минут сложите максимальное количество картинок из 7 частей танграма, каждая картинка оценивается в 5 баллов).

9. Конкурс болельщиков. Отгадывание загадок.

10. Музыкальный конкурс. (Исполнение песен, в которых есть слова имеющие отношение к математике: числа, названия фигур и т.д. Каждая песня оценивается в 1 балл.).

11. Подведение итогов.

Конкурс “Счёт в уме”

Найти сумму цифр используя забавные рисунки:

Конкурс “Логиков”

1. Вопрос – софизм:

 

2. Сформулируйте известную русскую пословицу по ее блок-схеме:

Вопросы конкурса “Ну-ка, смекни!”

1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

[50]

2. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько яблок всего?

[0]

3. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему – сорок ребят. У каждого из них по корзинке, а в каждой корзинке по четыре котенка. Сколько ребят и сколько котят шли в Ленинград?

[0]

4. Произведение каких трех чисел равно их сумме?

[1, 2 и 3]

5. Есть ли разница между числом и цифрой?

[да]

6. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получить число большее 2 и меньшее 3?

[запятую; 2,3]

7. Кирпич весит 1,5 кг. и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?

[3 кг.]

8. За столом сидят два отца и два сына. Подали три яблока. Как они распределили их между собой?

[по одному яблоку]

9. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице?

[2]

10. Что больше: произведение или сумма десяти цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?

[сумма]

11. Сколько диагоналей в треугольнике?

[ни одной]

12. Какой угол образует с экватором меридиан?

[90]

13. Про какой многоугольник можно сказать “Что вдоль, что поперек”?

[квадрат]

14. Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить десять человек?

[1]

15. Сколько дюжин часов в сутках?

[2]

16. У папы Карло было бревно длиной 8 метров. Каждый день он отпиливает от него полено для работы длиной 2 метра. Через сколько дней он отпилит последний кусок?

[через 3 дня]

Загадки для болельщиков

1. Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун, а сам ворчун.

(Собака)

2. У красной девицы было 52 рубашки, 72 сарафана.

(Курица)

3. 40 000 мужиков строят избу без углов.

(Муравьи)

4. Зверек с вершок, а хвост – семь верст.

(Игла с ниткой)

5. У двоих матерей по пять сыновей, у всех одно имя.

(Пальцы)

6. Четыре брата под одной шапкой стоят.

(Стол)

7. Две головы, четыре уха, две спины, два брюха, шесть ног и один хвост.

(Всадник)

8. Двое убегают, двое догоняют, отдыхают вместе.

(Колеса)

9. Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка)

10. Дом - не дом, сто жильцов в нем.

(Огурец)

11. Под порожком катаются два горошка.

(Глаза)

12. На одной яме 100 ям с ямкой.

(Наперсток)

13. Кто ест сено тремя зубами?

(Вилы)

14. Один костер весь мир греет.

(Солнце)

15. Одно ухо, нос крючком, носит шапку тюричком.

(Чайник)

16. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

17. Стоит козлик на четырех ножках, он дышит и пышет, а души в нем нет.

(Самовар)

18. Первое – предлог,
Второе - летний дом,
А целое порой решается с трудом.

(За – дача)

Тест для капитанов

1. Какое из этих больших чисел дало название поисковой программе для Интернета?

А. Триллион. В. Миллиард.

Б. Секстиллион. Г. Гугол.

2. Какой математический знак разгадала популярная молодежная певица Земфира в одной из своих песен?

А. Корень. В. Интеграл.

Б. Сумма. Г. Бесконечность.

3. Назовите древнейший из методов решения задач.

А. Метод перебора. В. Метод тыка.

Б. Метод списывания. Г. Метод проб и ошибок.

4. Чем, по мнению Ф. Тютчева, нельзя измерить Россию?

А. Дюймом. В. Аршином.

Б. Саженью. Г. Соткой.

5. Что напоминает геометрическое тело, называющееся тором?

А. Рогалик. В. Крендель.

Б. Бублик. Г. Батон.

6. Сколько процентов от диаметра составляет радиус?

А. 25%. В. 100%.

Б. 50%. Г. 200%.

7. Как называли линейку, помогающую счету, до периода автоматизации?

А. Тригонометрическая. В. Логарифмическая.

В. Степенная. Г. Периодическая.

8. В какой системе счисления таблица умножения состоит всего из четырех строк?

А. Двоичной. В. Десятичной.

Б. Пятеричной. Г. Шестнадцатеричной.

9. Какое из утверждений неправильно?

А. Любой квадрат – параллелограмм.

Б. Любой квадрат – прямоугольник.

В. Любой прямоугольник – квадрат.

Г. Любой четырехугольник – это многоугольник.

10. Что проводят, когда сопоставляют или сравнивают одно явление с другим, сходным?

А. Перпендикуляры. В. Наклонные.

Б. Параллели. Г. Секущие.

Эстафета

1. Сократить дробь .

Ответ:

2. Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят 10 лимонов?

Ответ:

3. Может ли оказаться, что x>10x?

Ответ:

4. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4?

Ответ:

5. Сколько граней у незаточенного шестигранного карандаша?

Ответ:

6. Сколько концов у 3,5 палок?

Ответ:

Приложение

Литература

1. Васильев Н.Б. и др. Заочные математические олимпиады. – М.: Наука, 1987.

2. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. – м.: Омега, 1994.

3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки, или арифметика для всех. – Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1995.

4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.

6. Понтрягин Л.С. Знакомство с высшей математикой. – М.: Наука, 1987.

7. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. – М: Просвещение, 1987.

8. Самарский А.А., Михайлов А.П. Компьютеры и жизнь. – М.: Педагогика, 1987.

9. Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение , 1988.

10. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. – М.: Наука, 1990.

11. Чистяков В.Д. Материалы по истории математике в Китае и Индии. – М.: Учпедгиз, 1960.

12. Учебно-методическая газета “Математика” издательского дома “Первое сентября”.

13. Научно-популярный физико-математический журнал “Квант”.

14. Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе”.