Создание и заполнение таблиц в базе данных Microsoft Access

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы:

  • Повторение основных понятий прошлых уроков – тест
  • Объяснение нового материала – фронтальная работа
  • Практическая работа – индивидуальная работа.

Цели урока:

  • Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
  • Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме (Базы данных) и предмету “Информатика” в целом.
  • Воспитание информационной культуры, самостоятельности, ответственности.
  • Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

образовательная:

  • обучить основным технологическим приемам создания и редактирования многотабличных баз данных;
  • показать практическое применение теоретического материала.

развивающая:

  • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память

воспитательная:

  • воспитывать устойчивый интерес к предмету Информатика через показ практического применения темы;
  • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование, ПО и медиаматериалы:

  • компьютеры с ОС Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office (СУБД Access);
  • презентация, составленная в программе MS Power Point
  • дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы,
  • тест
  • мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент.– 2 мин;
  2. Повторение материала предыдущих уроков (тест) – 8 мин;
  3. Постановка проблемы, целей. Объяснения нового материала - 5 мин;
  4. Выполнение практической работы на уроке – 20 мин;
  5. Физкультурная пауза (зарядка для глаз) – 3 мин;
  6. Заключительный этап –7 мин.
  7. Проверка работ учащихся, подведение итогов работы, выставление оценок в журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • объявление темы урока;
  • формирование положительной мотивации;
  • рассказ о ходе занятия.

II. Актуализация опорных знаний:

На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). В начале урока мы с вами повторим основные понятия прошлого урока. Повторение будет в виде теста (тест, который создан на школьном сайте. Ребята его проходят в режиме реального времени). У вас на столе лежать карточки для ответов на тест. Подпишите их (приложение 1). Заходим в браузер, который открыт у вас на рабочем столе и в папке Избранное выбираем закладку Тест 11 класс. Начинаем тест и так же ответы вписываем в карточки. Когда вы ответите на все вопросы необходимо будет нажать на кнопку ответить. Сравните свои результаты с правильными и в карточке исправьте. (карточки собрать) (слайд 1)

Тест:

1. База данных - это:

А) совокупность данных, организованных по определенным правилам;

Б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;

В) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными;

Г) определенная совокупность информации.

2. Наиболее распространенными в практике являются:

А) распределенные базы данных;

Б) иерархические базы данных;

В) сетевые базы данных;

Г) реляционные базы данных.

3. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:

А) неупорядоченное множество данных;

Б) вектор;

В) генеалогическое дерево;

Г) двумерная таблица.

4. Таблицы в базах данных предназначены:

А) для хранения данных базы;

Б) для отбора и обработки данных базы;

В) для ввода данных базы и их просмотра;

Г) для автоматического выполнения группы команд;

Д) для выполнения сложных программных действий.

5. Что из перечисленного не является объектом Базы данных

А) модули;

Б) таблицы;

В) макросы;

Г) ключи;

Д) формы;

Е) отчеты;

Ё) запросы?

Ответы: 1 а 2 г 3 г 4 а 5 г

III. Объяснение нового материала и практическая работа учащихся

На этом этапе учитель выполняет роль консультанта, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Сегодня на уроке начнем ознакомление с процессом создания баз данных на примере базы данных Microsoft Access (реляционной базы данных). И начнём мы с вами знакомство с основного объекта баз данных – таблиц.

Итак, тема урока: Создание и заполнение таблиц в базе данных Microsoft Access (слайд 2 ).

Таблицы - это основные объекты любой базы данных. В таблицах хранятся: все данные, имеющиеся в базе, структура базы (поля, их типы и свойства).

(слайд 3 ). У современного человека весь день расписан множеством дел. Учеба, работа, семья, друзья, дом. Все требует времени, а его никогда не хватает. Прогресс дал нам возможность жить полноценной жизнью, используя научно-технические достижения во всех сферах быта и досуга. Все течет, меняется, совершенствуется. Развитие библиотек тоже не стоит на месте – активно внедряются новые технологии, услуги и формы обслуживания. Перед нами стоит задача, необходимо облегчить работу нашей школьной библиотеки по учёты книг. Создадим многотабличную базу данных "Библиотека", состоящую из следующих таблиц (cлайд 4): (приготовить заранее и разложить возле компьютеров) Приложение 2

  • "Авторы": Фамилия_автора (ключевое поле), Имя, Отчество, Год_рождения, Жанр_произведений.
  • "Произведения": Код_произведения(ключевое поле), Фамилия_автора, Название_произведения, Год_создания, Жанр.
  • "Читатели": Номер_чит_билета (ключевое поле), Фамилия_читателя, Имя, Отчество, Дата_рождения, Класс.
  • "Формуляры": Номер_чит_билета(ключевое поле), Название_произведения, Дата_выдачи, Дата_возврата.

Начнём создания с таблицы “Авторы”. Для этого запустите Microsoft Access (Пуск -> Программы -> Microsoft Access). (слайд 4 ) В появившемся диалоговом окне необходимо указать, что у Вас будет новая база данных. Затем следует указать имя создаваемой базы данных (Библиотека) и папку где будем сохранять (папка школа-папка 11 класс) и нажать кнопку “Создать” (слайд 5). После чего в появившемся главном диалоговом окне СУБД Access (окне базы данных) выберите закладку таблица, где необходимо нажать кнопку “Создать”. Для создания таблицы будем использовать режим конструктора, который позволяет самостоятельно описать структуру будущей таблицы. (слайды 6,7,8,9 ) Таким образом, сначала в “конструкторе” мы опишем структуру всех таблиц (пркактическая работа), установим нужные связи, а уже потом будем вносить какие-то данные. (слайды 10,11,12,13,14,15 )

 В итоге у вас должна получится следующая схема данных (слайд)

В схеме данных показаны связи ключевых полей. Щелкните два раза ЛКМ по линии связи и установите переключатели в соответствии с рисунком (слайд)

Обратите внимание на то, что при создании новой связи связываемое поле переносится на связуемое при нажатой левой клавише мыши. Затем в свойствах указывается обеспечение целостности данных. Связь один к одному организуется, когда ключевое поле связывается с ключевым. Связь один ко многим организуется, когда ключевое поле связывается с неключевым.

Физкультминутка для глаз

Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

Упражнение 1:

Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 5 раз.)

Упражнение 2:

Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз-прямо, вправо – вверх -прямо, вправо - вниз-прямо, влево - вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

Упражнение 3:

Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить 5 раз.

Теперь нам необходимо заполнить созданные таблицы. Ребята, вам заранее было роздано задания Приложение 3 . В котором, необходимо было заполнить четыре таблицы. Были формированы группы (использовался элемент случайности. Были созданы карточками от 1 до 10. Каждый из вас вытащил карточку с номером. Те, кому достались карточки с цифрами 1 – 3 образовали первую группу, кому достались карточки 4 – 6 – вторую, 7 – 10 – третью.) Были распределены жанры произведений (лирическое стихотворение, рассказ, роман). Вы должны были заполнить эти таблицы. Теперь эти данные необходимо перенести ваши созданные таблицы. (практическая работа) (слайды 16,17,18,19)

IV. Домашнее задание

Сегодня мы с вами научились создавать только таблицы, но в дальнейшем мы научимся создавать запросы, формы и отчёты. Для закрепления материала вы получите домашнее задание с элементами деловой игры. Это задание рассчитано на несколько этапов и в конце изучения материала по базам данных будет его защита. Вы будете создавать базы данных, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

  • Продажа шоколада;
  • Продажа автомобилей;
  • Танцевальная студия.

Вы разделены на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Содержимое конвертов – темы баз данных:

_ группа - продажа автомобилей

_ группа - продажа шоколада;

_ группа - танцевальная студия.

V. Итог урока

Хочется поблагодарить всех за работу на уроке. А закончить урок мне хочется небольшим стихотворением: (слайд 20)

Продолжается век.
И другой приближается год.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам …

Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
П. Антропольский.

Рефлексия: В конце урока выбрать смайлик оценивания учащимися своей активности и качества своей работы. (приготовить заранее смайлики Приложение 4)

- Я доволен своей работой на уроке

- Я хорошо работал, но умею еще лучше

- Работа не получилась, не доволен собой

Разложите эти смайлики на лучах большого солнышка (заранее на листе подготовить солнышко). (слайд 21)