Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели:
- формирование умения видеть “ошибкоопасные” места в словах русского языка;
- введение понятий “орфограмма”, “орфографическая зоркость”.
Формирование УУД:
- извлекать информацию из текстов, иллюстраций, таблиц;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
И сейчас у нас с вами урок русского языка.
II. Минутка чистописания
- Ребята, отгадайте загадку.
От толчка я завожусь
И кружусь, кружусь, кружусь.
Но заденьте за бочок,
Тут же шлёпнусь, и молчок!
И жужжу я как пчела.
Знают все, что я - ....(юла).
- Сколько слогов в слове? Почему?
- Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
- Назовите все йотированные гласные. Когда они обозначают два звука?
Письмо в тетрадях:
Ю ю Юл юб
юла Юля
Целый день кручусь юлой.
- Когда так говорят?
III. Постановка цели и задач урока
- Расшифруйте ключевое слово нашего урока.
г | а | о | ф | м | р | о | а | м | р |
5 | 10 | 1 | 3 | 9 | 2 | 4 | 7 | 8 | 6 |
- Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в русском языке называют словом “орфограмма”, и научиться находить орфограммы в словах.
IV. Открытие нового знания
1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм
На доске запись, пропущенные буквы закрыты кружком-“шторкой”
Слышу____________ 1. ШOр, дOм, сOр.
ПишуСлышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO.
Пишу
- Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать эти слова?
- Давайте остановимся пока на этой строчке. Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук слышим после [ш]?
Учитель снимает кружок со слова шар и дополняет запись:
Слышу__а________ 1. Шар, дOм, сOр.
Пишу а
То же проделывается со всеми словами первой строки. В итоге получается запись:
Слышу__а _ о _ы___ 1. Шар, дом, сыр.
Пишу а о ы
- Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме? (Нет)
- Но у нас есть и другие слова. Обратимся к словам строчки №2.
2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму
Вслух проговариваются слова второй строчки. Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”. Когда же учитель снимает “шторку”, обнаруживаются расхождения в произношении и написании слов:
Слышу__и__а__к__ 2. Ведро, вода, флаг.
Пишу е о г
- Что же это получается? Есть такие слова, которые слышатся эдак, а пишутся совсем по-другому!
3. Формулирование вывода
- Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали “строчкой с опасными местами”?
- Да, во второй строчке записаны слова, где можно сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать неправильную букву, это и есть орфограмма.
- Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать много разных правил. Некоторые из этих правил вы уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я говорю.
V. Первичная проверка понимания
- Какое слово зашифровано? | (косы) |
- На какую строчку вы его запишете? (На первую)
- А это какое слово? | (окно) |
- Смотрите, какая буква первая. А как я говорю? ([а к н о]). Как вы считаете, из какой строчки слово “окно”? Это слово, где есть какая-то... (подскажите мне) ... орфограмма.
VI. Первичное закрепление
Учитель показывает картинку, ученики объясняют правило и записывают слово. Орфограммы подчёркивают.
Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.
VII. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, но это было бы полдела. Если учитель или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька, подумай, какую букву здесь надо написать”, ты никогда не станешь грамотным. Тебе всё время подсказывают, что здесь надо подумать, а то можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот давайте учиться развивать это качество. Оно называется “орфографическая зоркость”. В конце урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое орфографическая зоркость.
- Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть возможную ошибку в слове до того, как он написал это слово. Такой “острый глаз”.
VIII. Применение нового знания
1. Самостоятельная работа
- Прочитайте слова: Утюг, соль, книга, сова, дым, стена.
- Выпишите те слова, которые не имеют орфограмм.
Один ученик выполняет самостоятельно на доске. Выполнение сверяется с работой остальных учащихся.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с ... (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Работа с оставшимися словами
- В слове “утюг” какое место вы считаете опасным?
- А как доказать, что надо писать “г”?
Запись слов парами с проверочными словами. Графическое выделение орфограмм.
3. Развитие речи
- Составьте предложение по картинке.
Записать предложение, подчеркнуть орфограммы.
На небе сверкает звезда.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
- Что на уроке надо было уяснить? (Что такое орфограмма) А что это такое?
- А что такое орфографическая зоркость?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Какую отметку вы себе поставили?
- За что?
X. Домашнее задание