Общее понятие о предлоге. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формировать представления о предлоге как части речи. Его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог с именами существительными; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.

Учебные материалы: учебник “Русский язык” 2 класс (2 ч.) (авт. В.П. Канакина), карточки для работы в паре, таблицы, диск с электронными материалами.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Актуализация знаний.

Учитель. Откроем тетради, запишем число, классная работа.

А) Чистописание.

Учитель. Пропишем несколько букв и их соединения.

С ПОД НАД ЧЕРЕЗ ПО БЕЗ

B) Учитель. Вспомним, какие части речи нам уже известны.

Ученики. Нам известны части речи – существительное, прилагательное, глагол, местоимение.

Учитель. Расскажите о каждой части речи при помощи таблицы. Давайте ее заполним.

Приложение 1.

Ученики отвечают.

(Итогом этой работы станет заполненная таблица “Части речи”)

C) Деление слов на группы.

Учитель. Давайте поработаем с заданием на интерактивной доске. Поможем лосям распределить на группы слова.

Ученик выходит и на доске перемещает в корзину слова имена существительные. Доказывает правильность выполнения задания. Аналогично выполняется работа с остальными словами.

Самоопределение к деятельности.

Учитель. Ребята, рассмотрите запись. Какие слова здесь спрятались? Приложение 2.

НАПОДОИЗВСУНАДДЛЯПРОБЕЗЗА

Ученики. На, по, до, из, в, с, у, над, для, про, без, за.

Учитель. Что это за слова?

Ученик. Я думаю, что это предлоги.

Учитель. Попробуйте догадаться, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Ученик. Мы будем работать над темой “Предлог”.

Постановка проблемы

Учитель. А что мы должны узнать о предлоге?

(Таблица на доске. Приложение 1)

Открытие детьми новых знаний

Учитель. Подумайте, что обозначает предлог?

Ученик. Предлог ничего не обозначает.

Учитель. Попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Ученик. Нет, не получается.

Учитель. Какой вывод сделаем?

Ученик. К предлогам нельзя поставить вопрос. Они не изменяются.

(Выводы записываются в таблицу)

Учитель. Чтобы ответить на следующий вопрос, давайте поработаем с заданием.

(Стихотворение на интерактивной доске с пропущенными предлогами.)

Прочитайте стихотворение. (Читает ученик)

__________ полянке ________ тропинки

Пробиваются травинки.

_______ бугорка ручей бежит.

А ______ ёлкой снег лежит.

Учитель. Скажите, связаны ли в нем слова по смыслу?

Ученик. В стихотворении слова не связаны по смыслу.

Учитель. Чего не хватает в тексте?

Ученик. В тексте не хватает предлогов.

Учитель. Давайте вставим предлоги. Поработайте в паре.

(Стихотворение дано по одному на парте с пропущенными предлогами. Приложение 3.)

Учитель. Проверим вашу работу с интерактивной доской. Прочитайте стихотворение с предлогами.

Учитель. Сделаем вывод. Для чего служат предлоги в речи?

Ученик. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Учитель. А знаете ли вы, что слово “предлог” пришло к нам из греческого языка – “пред” переводится перед, “лог” - слово, перед словом.

Перед какими словами употреблены предлоги в стихотворении? Какой они части речи?

Ученик. Предлоги употреблены перед существительными.

Учитель. Как написаны предлоги со словами – слитно или раздельно?

Ученик. Предлоги со словами пишутся раздельно.

Учитель. Ребята, давайте вернемся к чистописанию. Что же за слова мы с вами написали?

Ученик. Мы записали слова – предлоги.

Учитель. Давайте еще понаблюдаем за предлогами. Выполним задание учебника на стр. 108, №184. Перед какой частью речи употреблены предлоги в этом упражнении?

Ученик. Предлоги употреблены перед существительными.

Учитель. Перед какой частью речи предлогов нет?

Ученик. Перед глаголами предлогов нет.

Учитель. Сделаем вывод.

Ученик. Перед глаголами предлогов не бывает.

Учитель. Прочитаем сведения о языке в учебнике на стр. 109.

Физминутка.

Закрепление изученного материала.

Учитель. Теперь потренируемся в написании предлогов. Для этого поработаем с заданиями в учебнике.

  • Учебник стр. 109 №186.

Учитель. Прочитайте. Какой предлог пропущен в первом предложении? И т.д.

Учитель. Прочитайте задание 2. Выполним работу по рядам.

1 ряд – 1 и 2 предложения.

2 ряд – 3 и 4.

3 ряд – 5 и 6.

(Ученики выполняют упражнение. Затем коллективная проверка с интерактивной доской.)

Спишите. Вставьте подходящие предлоги.

Шёл __ дороге, приехал __ Москвы, чай __ лимоном, жил __ деревне, пришёл __ школы, гулял __ улице, катался __ коньках.

Проверка с образцом на доске. Самооценка на полях.

  • Дополнительное задание стр. 110, №188.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель. Что нового узнали на уроке? За что вы похвалили бы себя?

(Высказывания учеников)

Подведение итогов урока.

О какой части речи говорили на уроке?

Что такое предлог?

Для чего служат предлоги?

Перед какими словами пишутся?

Перед какими словами никогда не пишутся?

Домашнее задание.

Задание в учебнике: стр. 110 №186 (4-6 предложения).