Цель урока: дать характеристику общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий.
Задачи урока: сформировать представление о жизни древних славян, научить работать с картой, воспитание патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока компьютер с выходом в интернет, связь с учеником по скайпу, электронной почте.
Тип доставки учебного материала: электронная почта, скайп.
Время реализации занятия 45 минут.
Примерная структура дистанционного урока
№ | Название модуля | Дидактические функции | Деятельность учеников | Время |
1 | Восточные славяне в древности (их расселение) | Формирование знаний | Работа с картой, литературой | 7 мин. |
2 | Восточнославянские племена в 8-9 вв. | Развитие самостоятельности, ответственности, умение работать самостоятельно. | Практическая деятельность | 9 мин. |
3 | Быт и занятия славян | Формирование знаний, умений и навыков | Работа с текстом | 11 мин. |
4 | Языческие обряды славян | Формирование знаний | Работа с текстом, изучение терминов | 9 мин. |
5 | Работа с историческим документом | Развитие самостоятельности, умение работать самостоятельно | Деятельность ученика с картой | 9 мин. |
Ход занятия
Соединение с учеником через скайп, электронную почту
1. Слово учителя: Сегодня на занятии мы будем говорить о восточных славянах. Какие три ветви славян ты знаешь?
2. Расселение славян в Европе.
Слово учителя. К 7-9 вв. восточные славяне населяли значительную часть Великой русской равнины, доходя почти до Финского залива, а на юге – до Чёрного моря. На рубеже VIII—IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию, включавшую бассейны Днепра и Днестра, Буга и верховьев Западной Двины, а также верховья Волги..
В летописном рассказе о расселении славян, содержащемся в “Повести временных лет”, названы полтора десятка племенных союзов.
- Дайте определение понятию “племенной союз”?
4. Восточнославянские племена в 8-9 вв.
Работа с картой: Работая с картой “Расселение древних славян” заполни таблицу (задание высылается ученику по электронной почте; выполненное задание высылается на электронную почту учителя)
Название племенного союза |
Место расселения |
5. Быт и занятия восточных славян :вопросы к ученику
- Найдите какое занятие у славян было основным?
- Что такое земледелие?
- Чем подтверждается, что основное занятие- земледелие?
Слово учителя.
В 8-9 вв. веках у славян господствовали две
основных системы земледелия — перелог и
подсечная. При перелоге (или залежной системе)
расчищался участок земли и использовался до
полного истощения. Затем участок забрасывался на
несколько лет.
При подсечной (подсечно-огневой) системе, которая
использовалась в лесной полосе, участок сначала
очищался от леса, поваленные деревья и
выкорчеванные пни сжигались, и на удобренном
золой участке выращивали урожай. По мере
истощения старого участка начинали готовить
новый, а старый забрасывался. Основным орудием,
при помощи которого жители древней Руси
обрабатывали землю, была соха, не обеспечивающая
достаточно хорошего распахивания поля.
- Как вы считаете, легким ли был труд земледельца? Мог ли один человек совершать такую работу?
В IX—X веках стали использовать плуг, появилась возможность лучше обрабатывать землю и получать большие урожаи. В это же время земледельцы освоили новые системы обработки земли, двуполье или трехполье, при которых одна или две части пашни регулярно отдыхали, оставались “под паром”. Теперь для получения хорошего урожая уже не требовался совместный труд всего рода, и родовая община постепенно уступила место соседской.
Работа с картой: Найди на карте “путь из варяг в греки”.
6. Верования славян
Древнерусская религия была языческой
- Что такое язычество?
Жители древней Руси поклонялись множеству богов, мы знаем имена таких богов, как громовержец Перун, “скотий бог” Велес, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Мокошь и других.
7. Самостоятельная работа с историческим документом. После выполнения задания ученик отправит его на проверку учителю (документ высылается по электронной почте с заданиями, после выполнения ученик отправляет его на почту учителю).
8. Домашнее задание: п3