Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Искусства различны, тема едина | Какие качества необходимы человеку,
чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений. |
1. Находить ассоциативные связи между
образами музыки, литературы и изобразительного
искусства. 2. Выявить связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. 3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме. |
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
- формирование вокально-хоровых умений.
Содержание урока | ||||
Художественный материал | Песенный репертуар | |||
Музыка (cлушание) | Поэзия | Живопись | Урочный (пение) | Дополнительный (пение) |
П.Чайковский Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла “Времена года” (слушание); Р.Шуман Первая утрата. Из фортепианного цикла “Альбом для юношества” |
А.Толстой Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... |
И.Левитан. Осенний день. Сокольники И.Бродский Опавшие листья |
И.Гайдн, русский текст П.Синявского. мы дружим с музыкой | Где музыка берёт начало Стихи Ю.Энтина, Музыка Е.Крылатова |
Результаты освоения содержания материала на уроке | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
развитие музыкально-эстетического
чувства, проявляющегося в
эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке |
размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства | умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке |
наличие определенного уровня развития
общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение |
использование разных источников информации | знание имен композиторов-П. Чайковский, Р. Шуман |
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности |
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач | проявление навыков вокально-хоровой деятельности |
УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113
Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 26
Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”: Науменко Т.И. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.:Дрофа, 2013.-64 с.: ил., нот.
Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.М.: ООО “Дрофа”, 2013
Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано.
Оборудование: ноутбук.
Чтение к уроку: Методический раздел:
1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012.-63 с.
2 Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012 -73 с.
3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2013.-73 с.
СЛАЙД 1–2
1. Организационный момент
Оценочный лист обучающегося (варианты: слайд, запись на школьной доске)
- “Лучший исследователь”
- “Лучший собеседник”
- “Лучший музыкальный слушатель”
- “Лучший вокалист”
Журнал: отметить отсутствующих.
Проверить готовность к уроку: Учебник, Дневник музыкальных наблюдений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями.
СЛАЙД 3
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве
Учитель: За школьным окном - золотая сибирская осень и на уроке “Осень” – наш путеводитель в изучении темы урока “Искусства различны, тема едина”.
За долгие столетия изменился сам мир искусства. Какие изменения произошли в мире искусства? (Развёрнутые ответы - Учебник “Искусство. Музыка”, страница 26).
Ученик: Дело не в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными.
Ученик: Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих “государств”, люди тратят многие и многие годы.
Ученик: свой вариант ответа.
СЛАЙД 4
Учитель: Исследуем содержание иллюстрации страницы 26: кто изображён, его действия, какие предметы, звуки его окружают.
Задание: составить рассказ с использованием 1-2 предложений из текста учебника (страницы 26-27).
Ученик: ..... описание + “Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами – и постигают лишь одно - единственное искусство”.
Ученик: ......описание иллюстрации + “Никакая другая наука не даётся с таким трудом, как наука творческая”.
Ученик: .....описание иллюстрации + “Если пытаться разгадать тайны мастерства, технику художника, то для этого нужно много учиться, стать профессионалом”.
Ученик: ......описание иллюстрации (...раньше не занимался музыкой и вдруг решил стать композитором...) + “Неужели для человека, не связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно закрытым? Для кого же оно тогда существует? К счастью, понимать искусство можно по-разному”.
СЛАЙД 5
Учитель: Рассмотрите иллюстрации учебника “Музыка” и определите дорогу, которая приведёт нас в Большой мир искусства?
Ученик: Государственная Третьяковская галерея.
(Иллюстрация, учебник, страница 27)
Ученик: Большой театр в Москве.
(Иллюстрация, учебник, страница 28)
Ученик: Большой зал Московской консерватории.
(Иллюстрация, учебник, страница 28)
СЛАЙД 6
Учитель: Назовите свой маршрут изучения искусства в Омске?
Ученики: Музыкальный театр. Музей имени Врубеля...
Учитель: Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? (Учебник “Искусство. Музыка”. Чтение вопроса – страница 34, вопрос 1, раздел “Вопросы и задания”)
Ученик: Чтобы понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное воздействие, то требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность. Этими качествами обладают многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.
СЛАЙД 7
Ученик: свой вариант ответа.
Учитель: Давайте подумаем, почему искусство может быть понято многими людьми.
Совершим вместе с композитором Петром Чайковским и художниками Исааком Левитаном и Иосифом Бродским музыкальную прогулку по осеннему парку.
СЛАЙД 8
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Нотный пример № 2
П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.
Из фортепианного цикла “Времена года”.
Фрагмент
Звучит музыка, учащиеся слушают, всматриваются в живописные сюжеты, представленные в Учебнике “Искусство. Музыка”,
учитель читает строки из стихотворения А.Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе “Октябрь. Осенняя песнь”:
“Осень!...
Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются — там, на дне долин,
Кисти ярко-красных вянуших рябин”.
Учитель: Что общего между этими произведениями?”
Ученик: Их объединяет Осень.
Ученик: свой вариант ответа.
Учитель: Найдите полный ответ на вопрос: “Что общего между произведениями музыки, изобразительного искусства и литературы?”
Ученик: Искусства различны, их объединяет тема. Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства. Это их главная мысль, идея.
Ученик: Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения.
Запись на школьной доске:
ТЕМА
СЛАЙД 9
Учитель: Перед нами стоит задача: выявить связи между музыкой и изобразительным искусством на уровне ТЕМЫ.
Шаг 1. Определим группы для поиска ответа: “Девочки” – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, “Мальчики” – МУЗЫКА. Возможно объединение в группы по 2-4 человека.
Шаг 2. Чтение задания: вопрос № 2, страница 34, раздел “Вопросы и задания”.
Шаг 3. Страницы учебника “Искусство. Музыка” – 31-32-33.
Запись на школьной доске:
Шаг 1 - ИЗО - “девочки”,
МУЗЫКА - “мальчики”
Шаг 2 – Вопрос 2, страница 34
Шаг 3 – Страницы 31-32-33
Деятельность учащихся: в группах.
СЛАЙД 10
Учитель: Сравним художественные произведения с точки зрения сходства их образов и настроений.
Учитель: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Ученик: Сравнивая две картины мы наблюдаем два сходных состояния: осенний день, увядшая листва. Это лишь внешний образ.
Ученик: О чём думает женщина? Сожалеет о прошедшем лете? О чём-то далёком, но дорогом сердцу?
Ученик: Опавшие листья. Они когда-то распустились навстречу солнцу, росли, зеленели, но вот всё изменилось – и теперь они лежат на земле.
Ученик: свой вариант ответа.
Учитель: МУЗЫКА.
Ученик: Музыка близка по настроению картинам. Композитор стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту.
Ученик: В музыке выражена осенняя грусть и одиночество.
Ученик: свой вариант ответа.
Учитель: Откроем Дневник музыкальных наблюдений, страница 5, выполним задание:
Составь вариант урока-концерта “Природа в искусстве”, используя полученные знания на уроке.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Нотный пример № 2
П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.
Из фортепианного цикла “Времена года”.
Фрагмент
СЛАЙД 11
ЗАПИСЬ: в ДНЕВНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
- П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”
- А.Толстой “Осень”
- И.Левитан “Осенний день. Сокольники”
- И.Бродский “Опавшие листья”
СЛАЙД 12
Учитель: “Первая утрата” Роберта Шумана, немецкого композитора, не содержит осенних мотивов, но почему “Первую утрату” Роберта Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями? (Читаем вопрос 3, страница 34).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Нотный пример № 3
Р.Шуман “Первая утрата”
Из фортепианного цикла “Альбом для юношества”
Фрагмент
Учитель: Разботаем с текстом Учебника: продолжить предложение.
Учитель: Если бы слушали эту пьесы саму по себе...
Ученик: ...мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в кторой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность.
Учитель: Но если вспомнить содержание нашей беседы, то смысл “Первой утраты” станет более глубоким и значительным. Теперь...
Ученик: ... это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире.
Учитель: Маленькая детская пьеса ...
Ученик: ...становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие листья, и горькие человеческие потери.
Учитель: Как вы думаете, что хотели сказать авторы Программы, предлагая нам к анализу иллюстрацию?
Иллюстрация, Страница учебника 33.
Ученик: Когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья...Так и человеческая жизнь - потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.
СЛАЙД 13
3. Подведём итог урока:
Учитель: Какие знания вы открыли для себя на уроке?
Учащиеся определяют свой вывод урока, самостоятельно и с учебником – помощником, используя в ответе:
.....понять..... .....находить..... .....сравнивать..... .....выявлять.....
.....использовать..... .....размышлять..... .....применять..... .....определять.....
СЛАЙД 14
4. Вокально-хоровая деятельность
Дневник музыкальных наблюдений,
С. 27 - “Где музыка берёт начало” Стихи Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова
С.31. “Мы дружим с музыкой”, Й. Гайдн, русский текст П.Синявского, обработка Т.Кичак.
СЛАЙД 15
5. Домашнее задание: Учебник “Искусство. Музыка”, Страница 34, раздел “Вопросы и задания”, задание №5: “Составь свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока — концерта “Природа в искусстве”. Запиши его в “Дневнике музыкальных наблюдений”.
Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме
СЛАЙД 16
6. Рефлексия: оценить свою учебную деятельность на уроке. (Опрос учащихся, помощь учителя).
Оценочный лист обучающегося
- “Лучший исследователь”, “Лучший собеседник”,
- “Лучший музыкальный слушатель” , “Лучший вокалист”
СЛАЙД 17
Спасибо за творчество на уроке!