Сценарий урока музыки в 5-м классе по теме «Искусства различны, тема едина»

Разделы: Музыка


Тема Содержание Характеристика видов деятельности
Искусства различны, тема едина Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.

1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Выявить связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
  • формирование вокально-хоровых умений.
Содержание урока
Художественный материал Песенный репертуар
Музыка (cлушание) Поэзия Живопись Урочный (пение) Дополнительный (пение)
П.Чайковский Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла “Времена года” (слушание);

Р.Шуман

Первая утрата.

Из фортепианного цикла “Альбом для юношества”

А.Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...

И.Левитан.

Осенний день.

Сокольники

И.Бродский Опавшие листья

И.Гайдн, русский текст П.Синявского. мы дружим с музыкой Где музыка берёт начало

Стихи Ю.Энтина,

Музыка Е.Крылатова

 

Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные Метапредметные Предметные
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке
наличие определенного уровня развития общих

музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение

использование разных источников информации знание имен композиторов-П. Чайковский,

Р. Шуман

формирование навыков самостоятельной,

целенаправленной, содержательной

музыкально-учебной деятельности

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач проявление навыков вокально-хоровой деятельности

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 26

Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”: Науменко Т.И. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.:Дрофа, 2013.-64 с.: ил., нот.

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.М.: ООО “Дрофа”, 2013

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: ноутбук.

Чтение к уроку: Методический раздел:

1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012.-63 с.

2  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012 -73 с.

3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2013.-73 с.

Презентация.

СЛАЙД 1–2

1. Организационный момент

Оценочный лист обучающегося (варианты: слайд, запись на школьной доске)

  • “Лучший исследователь”
  • “Лучший собеседник”
  • “Лучший музыкальный слушатель”
  • “Лучший вокалист”

Журнал: отметить отсутствующих.

Проверить готовность к уроку: Учебник, Дневник музыкальных наблюдений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями.

СЛАЙД 3

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Учитель: За школьным окном - золотая сибирская осень и на уроке “Осень” – наш путеводитель в изучении темы урока “Искусства различны, тема едина”.

За долгие столетия изменился сам мир искусства. Какие изменения произошли в мире искусства? (Развёрнутые ответы - Учебник “Искусство. Музыка”, страница 26).

Ученик: Дело не в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными.

Ученик: Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих “государств”, люди тратят многие и многие годы.

Ученик: свой вариант ответа.

СЛАЙД 4

Учитель: Исследуем содержание иллюстрации страницы 26: кто изображён, его действия, какие предметы, звуки его окружают.

Задание: составить рассказ с использованием 1-2 предложений из текста учебника (страницы 26-27).

Ученик: ..... описание + “Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами – и постигают лишь одно - единственное искусство”.

Ученик: ......описание иллюстрации + “Никакая другая наука не даётся с таким трудом, как наука творческая”.

Ученик: .....описание иллюстрации + “Если пытаться разгадать тайны мастерства, технику художника, то для этого нужно много учиться, стать профессионалом”.

Ученик: ......описание иллюстрации (...раньше не занимался музыкой и вдруг решил стать композитором...) + “Неужели для человека, не связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно закрытым? Для кого же оно тогда существует? К счастью, понимать искусство можно по-разному”.

СЛАЙД 5

Учитель: Рассмотрите иллюстрации учебника “Музыка” и определите дорогу, которая приведёт нас в Большой мир искусства?

Ученик: Государственная Третьяковская галерея.

(Иллюстрация, учебник, страница 27)

Ученик: Большой театр в Москве.

(Иллюстрация, учебник, страница 28)

Ученик: Большой зал Московской консерватории.

 (Иллюстрация, учебник, страница 28)

СЛАЙД 6

Учитель: Назовите свой маршрут изучения искусства в Омске?

Ученики: Музыкальный театр. Музей имени Врубеля...

Учитель: Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? (Учебник “Искусство. Музыка”. Чтение вопроса – страница 34, вопрос 1, раздел “Вопросы и задания”)

Ученик: Чтобы понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное воздействие, то требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность. Этими качествами обладают многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

СЛАЙД 7

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Давайте подумаем, почему искусство может быть понято многими людьми.

Совершим вместе с композитором Петром Чайковским и художниками Исааком Левитаном и Иосифом Бродским музыкальную прогулку по осеннему парку.

СЛАЙД 8

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Нотный пример № 2

П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.

Из фортепианного цикла “Времена года”.

Фрагмент

Звучит музыка, учащиеся слушают, всматриваются в живописные сюжеты, представленные в Учебнике “Искусство. Музыка”,

учитель читает строки из стихотворения А.Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе “Октябрь. Осенняя песнь”:

“Осень!...
Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются — там, на дне долин,
Кисти ярко-красных вянуших рябин”.

Учитель: Что общего между этими произведениями?”

Ученик: Их объединяет Осень.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Найдите полный ответ на вопрос: “Что общего между произведениями музыки, изобразительного искусства и литературы?”

Ученик: Искусства различны, их объединяет тема. Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства. Это их главная мысль, идея.

Ученик: Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения.

Запись на школьной доске:

ТЕМА

СЛАЙД 9

Учитель: Перед нами стоит задача: выявить связи между музыкой и изобразительным искусством на уровне ТЕМЫ.

Шаг 1. Определим группы для поиска ответа: “Девочки” – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, “Мальчики” – МУЗЫКА. Возможно объединение в группы по 2-4 человека.

Шаг 2. Чтение задания: вопрос № 2, страница 34, раздел “Вопросы и задания”.

Шаг 3. Страницы учебника “Искусство. Музыка” – 31-32-33.

Запись на школьной доске:

Шаг 1 - ИЗО - “девочки”,

МУЗЫКА - “мальчики”

Шаг 2 – Вопрос 2, страница 34

Шаг 3 – Страницы 31-32-33

Деятельность учащихся: в группах.

СЛАЙД 10

Учитель: Сравним художественные произведения с точки зрения сходства их образов и настроений.

Учитель: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Ученик: Сравнивая две картины мы наблюдаем два сходных состояния: осенний день, увядшая листва. Это лишь внешний образ.

Ученик: О чём думает женщина? Сожалеет о прошедшем лете? О чём-то далёком, но дорогом сердцу?

Ученик: Опавшие листья. Они когда-то распустились навстречу солнцу, росли, зеленели, но вот всё изменилось – и теперь они лежат на земле.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: МУЗЫКА.

Ученик: Музыка близка по настроению картинам. Композитор стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту.

Ученик: В музыке выражена осенняя грусть и одиночество.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Откроем Дневник музыкальных наблюдений, страница 5, выполним задание:

Составь вариант урока-концерта “Природа в искусстве”, используя полученные знания на уроке.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Нотный пример № 2

П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.

Из фортепианного цикла “Времена года”.

Фрагмент

СЛАЙД 11

ЗАПИСЬ: в ДНЕВНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

  • П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”
  • А.Толстой “Осень”
  • И.Левитан “Осенний день. Сокольники”
  • И.Бродский “Опавшие листья”

СЛАЙД 12

Учитель: “Первая утрата” Роберта Шумана, немецкого композитора, не содержит осенних мотивов, но почему “Первую утрату” Роберта Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями? (Читаем вопрос 3, страница 34).

 СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Нотный пример № 3

Р.Шуман “Первая утрата”

Из фортепианного цикла “Альбом для юношества”

Фрагмент

Учитель: Разботаем с текстом Учебника: продолжить предложение.

Учитель: Если бы слушали эту пьесы саму по себе...

Ученик: ...мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в кторой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность.

Учитель: Но если вспомнить содержание нашей беседы, то смысл “Первой утраты” станет более глубоким и значительным. Теперь...

Ученик: ... это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире.

Учитель: Маленькая детская пьеса ...

Ученик: ...становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие листья, и горькие человеческие потери.

Учитель: Как вы думаете, что хотели сказать авторы Программы, предлагая нам к анализу иллюстрацию?

Иллюстрация, Страница учебника 33.

Ученик: Когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья...Так и человеческая жизнь - потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

СЛАЙД 13

3. Подведём итог урока:

Учитель: Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Учащиеся определяют свой вывод урока, самостоятельно и с учебником – помощником, используя в ответе:

.....понять..... .....находить..... .....сравнивать..... .....выявлять.....

.....использовать..... .....размышлять..... .....применять..... .....определять.....

СЛАЙД 14

4. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений,

С. 27 - “Где музыка берёт начало” Стихи Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова

С.31. “Мы дружим с музыкой”, Й. Гайдн, русский текст П.Синявского, обработка Т.Кичак.

СЛАЙД 15

5. Домашнее задание: Учебник “Искусство. Музыка”, Страница 34, раздел “Вопросы и задания”, задание №5: “Составь свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока — концерта “Природа в искусстве”. Запиши его в “Дневнике музыкальных наблюдений”.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме

СЛАЙД 16

6. Рефлексия: оценить свою учебную деятельность на уроке. (Опрос учащихся, помощь учителя).

Оценочный лист обучающегося

  • “Лучший исследователь”, “Лучший собеседник”,
  • “Лучший музыкальный слушатель” , “Лучший вокалист”

СЛАЙД 17

Спасибо за творчество на уроке!