Трудно назвать другого композитора (слайд 1), который на протяжении 300 лет оказал бы на развитие музыкального искусства столь глубокое и разностороннее влияние. И.С. Бах вобрал в себя не только то, что было лучшего в немецкой музыке, он создал творения непреходящей ценности. Иоганн Себастьян Бах был не только композитором, но и органистом, клавесинистом, скрипачом и капельмейстером – руководителем хора и оркестра. За свою жизнь написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени (кроме оперы).
Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких, вечных вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о долге и предназначении человека. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов.
Детство. Юность
Иоганн Себастьян Бах (слайд 2) родился в 1685 году в Тюрингии – одной из областей Центральной Германии, в небольшом городе Эйзенахе, окружённом лесами. Это очень древний город, первое упоминание о нём в хрониках относится к 1180 году. История Эйзенаха связана с раскинувшимся неподалеку легендарным замком Вартбург, который в XIII веке являлся поэтическим центром миннезанга – средневековой рыцарской поэзии. Здесь, по преданию, состоялся конкурс поэтов и музыкантов. Назывался этот конкурс “Состязание певцов на Вартбурге”. Условия были очень жесткие: певец, занявший последнее место должен был умереть....
На слайде (слайд 3) вы видите небольшой домик, в котором родился Себастьян. Именно в нём прожил первый десяток лет будущий великий композитор. Сейчас это Дом-музей Баха. Bachhaus, так его называют немцы стал первым во всём мире музеем, посвящённым жизни и работе великого композитора. Он был открыт в 1907 г. Дому насчитывается больше 600 лет, считается, что именно в нём родился будущий великий композитор.
Давайте заглянем в этот старинный особняк (слайд 4). Сегодня в музее расположены несколько артефактов – искусственно созданных объектов, а также собрана коллекция старинных музыкальных инструментов - орган, клавесин, спинет и клавикорд, инструментов XIX и XX веков. “Пройдёмся” по некоторым залам музея (слайд 5). Чтобы ощутить бытовую сторону жизни семьи Баха, в музее сконструировали такие комнаты, как гостиная, спальня, кухня. Что мы видим в этих старинных комнатах? В них представлена антикварная мебель той эпохи, в которую жил и творил Бах. Слайд под названием “Кухня” демонстрирует посуду, утварь, кухонные принадлежности того времени. Наверняка семья Баха пользовалась такими же.
Если когда-либо существовала семья (слайд 6), в которой исключительная склонность к одному и тому же виду искусства наследовалась из поколения в поколение, то это была, без сомнения, семья Бахов. Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Он даже попытался выстроить своё генеалогическое древо.
Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами: дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна (слайд 7). Родоначальника этой удивительной в музыкальном отношении семьи звали Фейт Бах. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово “Бах” было едва ли не синонимом слова “музыкант”. В фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки. От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета. Последний музыкант в семье Бах, дожил до открытия памятника своему деду в Лейпциге (1843)-Вильгельм Фридрих Эрнст Бах -немецкий композитор, сын композитора Иоганна Кристофа Фридриха Баха, единственный внук Иоганна Себастьяна Баха, снискавший славу композитора. Наиболее известные его потомки (слайд 8) - Сэмюэл Батлер– английский писатель, философ, теолог, музыкант и художник и Ричард Бах – американский писатель, - уже не были музыкантами.
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха (слайд 9) и Элизабет Леммерхирт. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку и сам обучал игре на ней. Ребёнок быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь. Кроме того, он обучался ещё и в церковной школе и прекрасно пел в хоре. Его счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Под свою опеку двух мальчиков (Иоганна Себастьяна и Иоганна Якоба) взял к себе старший брат – 24-летний Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем городке - Ордруфе.
Иоганн Себастьян (слайд 10) поступил в ордруфский лицей, брат обучал его игре на органе и клавире. Обучаясь под его руководством, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов (слайд 11)— Иоганна Пахельбеля, Иоганна Якоба Фробергера и Иоганна Каспара Керля. Именно благодаря Кристофу, Иоганн научился не только играть на клавире, но и познал основы музыки. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке.
У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами (слайд 12) известных в ту пору композиторов. Он считал, что ребёнку ещё рано знакомиться с произведениями известных мастеров. Однажды Себастьян обнаружил в шкафу брата сборник произведений немецких композиторов. По ночам тайком он стал переписывать в свою тетрадь ноты. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано... Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении Себастьяна. Бах смог увидеть свою тетрадь только много лет спустя, уже после смерти брата.
Таким образом, музыкальной композицией Бах овладевал самостоятельно, переписывая сочинения разных авторов. В итоге пятилетнего пребывания в Ордруфе Бах создал первые свои музыкальные произведения, среди них хоральные обработки для органа.
В 15 лет Бах (слайд 13) переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе при монастырской церкви св. Михаила. У него был прекрасный голос, он играл на скрипке, органе, клавесине, поэтому его охотно приняли старшим хористом. Он даже получал небольшое жалование. При монастыре Бах обнаружил большую библиотеку, где имелось много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся немецких и итальянских композиторов той эпохи. Бах погрузился в их изучение. Здесь, в Люнебурге, он услышал игру знаменитого органиста Георга Бёма в церкви св. Иоанна.
Никто не руководил его музыкальным образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта. Бах стремился, слушая, учиться у выдающихся исполнителей того времени (слайд 14). И для этого совершал путешествия в другие города, чтобы послушать игру прославленного мастера. Во время учёбы он побывал в Гамбурге — крупнейшем городе в Германии (посетил оперный театр, услышал игру органистов Адама Рейнкена и Николауса Брунса), а также Целле (слушал модную тогда французскую музыку), где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени.
Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике. Он прекрасно учился и получил диплом, дающий право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования. В Люнебурге возникли некоторые ранние партиты для органа, одна сюита для клавира, хоральные обработки. С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.
Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен (1703—1708)
В течение своей жизни Бах много раз переезжал из города в город (слайд 15), меняя место службы. Сначала его охотно брали на работу, ведь за ним шла слава блестящего органиста и скрипача. Но Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей. Поэтому композитор часто не уживался с церковниками. А тех, в свою очередь, не устраивал не только гордый нрав музыканта, но и его музыка. По мнению церковнослужителей, она должна была быть холодной, строгой, лишённой жизненных тревог. А произведения Баха воплощали в себе живые человеческие чувства.
В январе 1703 года (слайд 16), после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста III. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. В этом же году в Арнштадте (слайд 17) завершили постройку органа. Оценить его качество был приглашен Иоганн Себастьян. Наверно, таким увидел впервые Бах Арнштадт. Главным украшением скромного храма (слайд 18), является орган Вендера, на котором играл сам Бах. На этом инструменте можно исполнить всю музыкальную палитру от барокко до современности. 3 июля 1703 арнштадцы услышали его первую импровизацию, исполненную во время пробы органа. А с 9 августа – он уже утвержден в должности органиста Новой церкви Арнштадта. На посту органиста церкви св. Бонифация работать приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент (орган) поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе хоральные прелюдии.
В 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев (слайд 19). Музыкант пешком пошёл в город Любек (не было денег на карету), где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор и органист Дитрих Букстехуде. Бах был так потрясён виртуозным мастерством органиста, так увлечён его творчеством, что совсем забыл о том, что церковное начальство предоставило ему отпуск только на четыре недели. Он же пробыл в Любеке около четырёх месяцев. Конечно, когда Бах вернулся на место службы, он был тут же уволен.
В 1706 году Бах решает сменить место работы (слайд 20). Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат: так было положено начало многолетней деятельности Баха – эксперта по строительству органов.1707 год – год, в который состоялось венчание Иоганна Себастьяна с кузиной Марией Барбарой Бах. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Всего год пробыл Бах в этом городе, он не нашёл здесь условий для подъёма церковной музыки, и отказался от материального благополучия в пользу творческих перспектив.
Веймар (1708—1717)
Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получил место (слайд 21) музыканта оркестровой капеллы герцога Веймарского, в которой играл на скрипке и клавесине. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Эти годы в биографии Баха стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная Токката и фуга ре-минор, Пассакалья до минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты.
Широко известны многие интересные эпизоды из артистической деятельности Баха. Один из них (слайд 22)- состязание Баха с французским клавиристом Луи Маршаном. В 1717 году Бах приехал в Дрезден, где ему предложили принять участие в концерте вместе с Маршаном. Накануне назначенного дня они встретились. На концерте Маршан выступил с французской песенкой, тема которой искусно использовалась в вариациях. Ему очень долго аплодировали. Затем был приглашён Бах попробовать клавир. Он прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде, нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал её с новым искусством множество раз. В день соревнования выяснилось, что Маршан (который имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному. Своими успехами Бах никогда не хвастался, более того, он не любил о них говорить. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства. Он отвечал: “Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден, достигнет того же”.
Кётен (1717—1723)
В 1717 Бах принял приглашение (слайд 23) на службу герцога Леопольда Анхальт-Кётенского (страстный меломан и музыкант, владевший игрой на клавесине, виоле да гамба, обладавший недурным голосом). Он руководил здесь небольшим оркестром (15-18 опытных оркестрантов), аккомпанировал пению принца и развлекал его игрой на клавесине. Это был, может быть, самый спокойный период в жизни Баха. Композитор стал относительно свободен и мог заняться творчеством. В Кётене возникло много произведений для различных инструментов. Сольные, в основном скрипичные и оркестровые концерты. В Кетене открывается еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, “для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи”. Первая в этом ряду — “Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха” (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, будущего известного композитора). Для занятий со старшим сыном были созданы двухголосные и трёхголосные инвенции. В Кётене начата “Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах”.
В это же время им были написаны Хроматическая фантазия и фуга ре минор, и монументальнейший труд, состоящий из 24 прелюдий и фуг, - “Хорошо темперированный клавир” (I том). 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. В Кетене появились Английские и Французские сюиты для клавира. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720 году: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. Двое из них – Вильгельм Фридеман и Филипп Эммануил – впоследствии известные, прославленные композиторы 18 века.
В 1721 Бах женится второй раз (слайд 24) на Анне Магдалене Вилькен, певице, дочери музыканта при кётенском дворе. Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, их брак, по всей видимости, был счастливым. С Анной Магдаленой Бах особенно охотно занимался музыкой, составлял специально для неё “Нотные книжечки”, постоянно доверял ей переписку своих сочинений. Она была ему верой помощницей, заменяла мать его детям и родила ещё 13 детей. Из них выжило шестеро, а известными композиторами (слайд 25) стали двое – Иоганн Кристоф (1732-1795) и Иоганн Кристиан (1735-1782). Таким образом, сыновья Баха сохранили традицию своего рода: стали музыкантами.
Со временем Бах мог музицировать в своём домашнем кругу (слайд 26) вместе с женой и детьми, как с хорошим концертным ансамблем. Забота о надлежащем образовании для подрастающих сыновей вновь побудила Баха стремиться из Кётена в более крупный культурный центр. В мае 1723 года он, после требуемого испытания, был единогласно избран лейпцигским магистратом на должность кантора при церкви св. Фомы.
Лейпциг (1723—1750)
Бах переехал в Лейпциг (слайд 27), где и провёл всю свою оставшуюся жизнь. Лейпциг – крупный торговый, а также культурный центр соседней с Тюрингией Саксонии. Так он выглядел в то время, когда в нём жил Бах.
В 1724 году состоялось (слайд 28) исполнение его “Страстей по Иоанну” в церкви св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. Последние 27 лет жизни Бах руководил хором мальчиков в церкви и в школе св. Фомы. Условия службы были тяжелые. Денег на школу выделялось мало, воспитателей не хватало, дети были голодны, плохо одеты и часто болели. К тому в школу порой принимали и тех детей, которые не обладали музыкальным слухом. А ведь из них должен был Бах создавать оркестры и хоры. Много сил требовала борьба с городскими властями за свои права музыканта. Беспокоило Баха и состояние церковной музыки, он даже письменно обращался в магистрат города относительно ее упадка. В одном из своих писем Иоганн Себастьян так характеризует обстановку, в которой работает: “обстановка злобы, зависти и преследования”. Сохранились протоколы заседаний лейпцигского магистрата с порицаниями “неисправимому кантору”.
В обязанности Баха входило преподавание пения, игры на музыкальных инструментах и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, св. Фомы и св. Николая. А также подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения.
И.С. Бах был хорошим руководителем хоров в церквях, в которых работал. Он сталкивался с постоянными проблемами на работе, в особенности при организации и руководстве хорами. В большинстве церквей, где ему приходилось работать, отношения с людьми складывались плохо. Один из биографов писал, что Бах обладал "характером просто буйным". Имея взрывной темперамент, он никогда не поступался своими убеждениями, что естественно не лучшим образом сказывалось на работе и отношениях с окружающими.
В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем студенческого музыкального общества “Музыкальная коллегия” (Collegium Musicum), в Лейпцигском университете, где обучались его сыновья, дирижирует студенческим оркестром. Он сочиняет для него оркестровые сюиты, инструментальные концерты, кантаты. Этот светский ансамбль (слайд 30), существовавший ещё с 1701 года, был основан старым другом Баха Георгом Филиппом Телеманом. Бах руководил этим кружком в 1729 – 1737 г.г., а затем в 1739-1744 г.г. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные музыкальные содружества. В течение почти всего периода “Музыкальная коллегия” (слайд 31) дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Кофейня Циммермана просуществовала до Второй мировой войны, была разрушена в результате бомбардировок. Многочисленными концертами в “Циммермановском саду” или в “Циммермановской кофейне” Бах внес громадный вклад в публичную музыкальную жизнь города. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, “Кофейная кантата”, а также многие концерты для виолончели и клавесина.
Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Композитор достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах (слайд 32). В первую очередь, это духовная музыка: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, "Магнификат", мессы (в том числе и месса си минор), 2-я ред. “Страстей по Иоанну”, "Страсти по Матфею", десятки светских кантат, произведения для органа, оркестра, клавесина.
В 1747 году (слайд 33) прусский король Фридрих II, пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха. Король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван “Музыкальным приношением” и посвящён Фридриху II. Фридрих II проявил себя как покровитель наук и искусств (слайд 34). Король был сам одарён музыкально, играл на флейте и сочинял музыку (ок. 100 сонат и 4 симфонии). Концерты для флейты сочинения Фридриха II до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте.
Другой крупный цикл (слайд 35), “Искусство фуги”, не был завершён Бахом. Он состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений. B—A—C—H. Мотив из 4 нот, звуковой символ фамилии Бах (Bach). Композитор использовал его в качестве третьей темы фуги № 15 из “Искусства фуги” (которая осталась неоконченной). В музыке XIX—XX вв. B—A—C—H — один из самых распространенных мотивов-символов; он встречается в произведениях Шумана, Листа, Римского-Корсакова, Бузони, Регера, Шёнберга, Веберна, Денисова, Губайдулиной, Щедрина, Пендерецкого, Шнитке и др.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю.
1750 году в Лейпциг приехал (слайд 36) английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. Вскоре он умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение у стен Собора Св.Иоанна. После 2-й Мировой войны (слайд 37) , при разборе разбомбленного собора, останки Баха были найдены и вторично перезахоронены в алтарной части Собора Св.Фомы.
Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Возрождение музыки Баха было положено (слайд 38) Феликсом Мендельсоном, исполнившим в 1829 году “Страсти по Матфею” и посвятившего значительную часть своей жизни популяризации музыки великого лейпцигского кантора. В 1850 году было создано "Баховское общество", стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора.
В течение всего XVIII столетия Баха не считали крупным композитором. Его сочинения дошли до нас благодаря сыновьям (главным образом, Карлу Филиппу Эммануилу), частным коллекционерам, сохранившим многие рукописи отца, бережному хранению духовных сочинений в библиотеке школы Св.Фомы в Лейпциге.
Педагогическая деятельность Баха, так же как композиторская, не получила должной оценки при жизни. Даже после его смерти все в том же магистрате раздавались недовольные голоса: “г. Бах был, несомненно, большим музыкантам, но не учителем”. Но факты (слайд 39) доказывают другое. В списке учеников Баха 17 человек. Причем едва ли не каждый из его “питомцев” оставил собственный след в музыкальной культуре того времени, будучи и композитором, и исполнителем, а некоторые сами стали учителями весьма значительных музыкантов.
Сыновья Баха (слайд 40) ещё при жизни отца сделались великими музыкантами и сумели занять почётное положение. Они так же как и другие воспитанные им музыканты, из числа которых вышло немало серьёзных профессионалов, свидетельствуют о его таланте педагога. Бах и в XXI веке продолжает быть учителем буквально всех, кто занимается музыкой.
Музыка Баха в числе лучших творений человечества (слайд 41) записана на золотой диск “Вояджера”, направленный в космос. “Во?яджер” (в пер. с англ. - “путешественник”) — название двух американских космических аппаратов, запущенных в 1977 году. К борту каждого “Вояджера” прикрепили круглую алюминиевую коробку, положив туда позолоченный видеодиск. На нём записали то, что посчитали лучшими произведениями Земли. Западная классическая музыка представлена прежде всего Бахом. Так что инопланетяне (если они есть) или уже послушали, или когда-нибудь услышат музыку Баха”.
Первыми описаниями жизни Баха (слайд 42) стал его некролог и краткая хроника жизни, изложенная его вдовой Анной Магдаленой. После смерти Иоганна Себастьяна не предпринималось попыток публикации его жизнеописания, пока в 1802 году его друг Форкель, основываясь на собственных воспоминаниях, некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха, не издал первую подробную биографию.
В середине XIX века интерес к музыке Баха возродился (слайд 43), композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году. В начале XX века опубликовал книгу французский органист и исследователь Альберт Швейцер.
В XXI веке Бах - самый исполняемый композитор планеты. Во всем мире проходят фестивали его музыки, а в Лейпциге каждые 4 года проводится один из крупнейших органных конкурсов мира, носящий имя И.С. Баха.