Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Диаграммы". 6-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 6


Цель: в результате изучения темы учащиеся знают, что такое диаграмма, приобретут первый опыт работы с диаграммами.

Урок предполагает достижения следующих результатов:

  • учащиеся научатся строить диаграммы в табличном процессоре Excel, читать диаграммы, получают возможность применять приобретённые знания в практической деятельности;
  • учащиеся получают возможность систематизировать информацию, обобщать, делать выводы, выполнять работу по заданному алгоритму;
  • учащиеся научатся работать в группах, оказывать взаимопомощь, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный,
  • Репродуктивный;
  • Продуктивный.

Формы обучения:

Внешние формы:

  • интегрированный урок;
  • урок - практикум.

Внутренние формы:

  • Парная форма (выполнение заданий в парах, взаимоконтроль);
  • Коллективная форма.

Технологии и подходы в обучении:

  • Компетентностный подход;
  • Деятельностный подход.

Оборудование урока:

  • учебник;
  • компьютеры;
  • проектор;
  • экран (интерактивная доска);
  • презентация
  • карточки с заданиями;

Основные понятия:

  • Диаграмма;
  • Виды диаграмм.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичный контроль результатов учебной деятельности.
  6. Оценивание и подведение итогов по математике.
  7. Закрепление нового материала.
  8. Оценивание и подведение итогов по информатике.
  9. Общее подведение итогов урока.
  10. Задание на дом.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цели и задачи: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, быстро включить учащихся в деловой ритм; организовать внимание всех учащихся, психологически подготовить учащихся к предстоящему уроку.

Содержание этапа: приветствие учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Деятельность учащихся Деятельность учителя
Учащиеся приветствуют учителя, садятся за парты и слушают учителя. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Сегодня у нас с вами необычный урок - урок математики и информатики одновременно. На уроке будет два предмета, два учителя, а значит, вы получите в два раза больше знаний и получите отметку за каждый предмет. Но для этого вам придется плодотворно поработать.

2. Подготовительный этап.

Цели и задачи: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Вместе с учащимися сформулировать цели, оценить значимость нового учебного материала, учебную проблему

Деятельность учащихся Деятельность учителя
Учащиеся сидят за партами, слушают учителя и смотрят слайды на доске. Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам разгадать ребус.
Обучающиеся разгадывают ребус.  
Сообщают учителю полученный ответ: "диаграмма". Презентация Приложение 1 (Слайд 1) Ребята, скажите какое слово зашифровано?
  (Слайд 2) Верно, зашифрованное слово - диаграмма!
Называют тему урока: "Диаграммы". Итак, ребята, сформулируйте сами тему нашего урока. (Слайд 3)
Называют ответ (скорее всего затрудняются ответить на вопрос задачи, т.к.данных достаточно много) Решите такую задачу: Галя тратит на путь от дома до школы - 13,5 минут, Таня - 18 минут, Женя - 2 минуты, Вася - 4 минуты, Лена - 3 минуты, Андрей - 15 минут, Яна - 25 минут, Света - 11 минут, Дима - 12 минут. Скажите, кто из школьников живет дальше от школы? (слайд 4)
Слушают учителя, смотрят на представленные слайды Дают ответы:

- познакомиться с понятием диаграмма

- узнать что такое диаграмма;

- какие бывают диаграммы?

- научиться строить диаграмм с помощью компьютера.

Слушают учителя, смотрят на цели, представленные на слайде

Чтобы быстро и точно ответить на поставленный вопрос, данные задачи можно представить в виде диаграммы. Ребята, давайте вместе попытаемся поставить цели на сегодняшний урок.

Верно, а теперь посмотрите, какие цели мы ставили, идя к вам на урок: (Слайд 5)

Диаграммы также используют тогда, когда какую - либо информацию хотят представить наглядно. (Учитель показывает на интерактивной доске изображение различных видов диаграмм по данным задачи). (Слайд 4)

Называют имя ученика, время, которое тратит каждый ученик на путь до школы Ребята, посмотрите на диаграмму, какую информацию можно получить, глядя на нее? (слайд 4)
Они отличаются по виду, форме Посмотрите на представленные диаграммы и подумайте, чем они отличаются друг от друга? (слайд 4)

Изучение нового материала.

Цели и задачи: создать условия для восприятия учащимися новых понятий и фактов. Организовать внимание учащихся, организовать восприятие нового материала, обучение учащихся математической деятельности, способствующей усвоению материала.

Деятельность учащихся Деятельность учителя
Слушают учителя, смотрят на слайды (Слайд 6) Итак ребята, слово диаграмма происходит от греческого "diugramma" и переводится как "чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами или между количествами одной и той же величины".

Диаграмма - это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.

(Слайд 7) Таким образом, ребята, диаграмма - это математическая модель.

Смотрят на представленные слайды с различными видами диаграмм (Слайд 8 - 15) Правильно, существует много различных видов диаграмм: гистограмма, столбчатая, линейная, конусная, цилиндрическая, круговая, круговая объёмная (демонстрирует на слайдах различные виды диаграмм)
Встают возле парт А теперь встаньте все рядом со своими партами. У нас физкультурная минутка (Слайд 16) Сегодня 25 января - день рождение великого барда Владимира Высоцкого.Одна из его песен посвящена здоровому образу жизни.Песня называется "Если вы уже устали:". Проведём физкультминутку под музыкальное сопровождение данной песни.
Садятся на свои места Присаживайтесь по местам
Открывают тетради, записывают число и тему урока Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока "Диаграммы"
  Сейчас мы с вами проведем небольшой тест по изученной теме. (Приложение 2)
Выполняют тест Установить соответствие между рисунком диаграммы и ее названием
Выполняют взаимопроверку (Слайд 17) Теперь меняемся друг с другом тетрадями, проверяем выполненную работу (выполняем взаимопроверку), оцениваем по следующим критериям ("5" за все правильные ответы, "4" за четыре правильно выполненных задания, "3" - за три выполненных задания, если правильно выполненных задания меньше трех, ставим оценку "2").
Называют каждый свою оценку Теперь я попрошу поменяться тетрадями и назвать каждый свою оценку, вы можете ее не называть, если она вас не устраивает.
При наличии времени ставят отметки по математике в дневник Поставьте их себе в дневник, я после распишусь, эти же оценки я поставлю в журнал, вы их заработали - по математике.

Закрепление нового материала.

Цели и задачи: Выработать умения применять новые знания в стандартных ситуациях. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Деятельность учащихся Деятельность учителя
Отвечают на вопрос.

Нельзя:

  • пользоваться не исправной техникой;
  • касаться экрана дисплея руками;
  • работать влажными руками и во влажной одежде;
  • работать за дисплеем дольше положенного времени.
Ребята, прежде чем нам с вами приступить к работе за компьютерами, давайте вспомним основные правила техники безопасности работы за компьютером. Что "запрещается" при работе за ПК? (Слайд 18)
Слушают учителя, смотрят на слайд. А теперь еще раз посмотрите на правила техники безопасности при работе за компьютером, они представлены на слайде
Рассаживают за компьютеры (по 2 человека за компьютер). А теперь я попрошу вас сесть за компьютеры.
Слушают учителя. Накануне на уроке математике был проведён социальный опрос в вашем классе по следующим вопросам:
  • Выяснить любимое время года у ваших одноклассников;.
  • Любимый вид спорта ваших одноклассников;
  • Любимые животные ваших одноклассников;
  • Любимый школьный предмет.

А сейчас ваша задача представить выполненную домашнюю работу в электронном виде. Приложение 3. Творческое задание

Смотрят инструкцию, начинают выполнять задание. Для этого вам следует выполнить пошаговую инструкцию, которая есть у каждого из вас на столах(Слайд19)
Работают за компьютерами. На построение диаграммы вам дается 6-7 мин, после этого вы презентуете свою работу в парах. На выступление вам дается пол - минуты. По результатам выступлений, каждая группа получит оценки. алгоритм построения диаграммы. Приложение 4.
Каждая пара учащихся демонстрирует выполненную работу. (Слайд 20) Презентация выполненных работ
Слушают учителя, ставят оценки в дневник по информатике. Молодцы, плодотворно поработали (сообщает оценки).
Строить диаграммы на ПК. Итак, давайте подведем небольшой итог:

чему вы научились сегодня на уроке?

Да, пригодится. Как вы думаете, пригодится ли вам это в повседневной жизни?
Для представления данных в компактной, сжатой, красочной форме. Для чего?

Информация о домашнем задании

Цели и задачи: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и мотивировать его необходимость

Деятельность учащихся Деятельность учителя.
Записывают задание в дневники Ребята, открывайте свои дневники, запишем задание на дом.

Творческое задание: составить диаграмму бюджета вашей семьи.

Этап рефлексии

Цели и задачи: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Деятельность учащихся Деятельность учителя
Слушают учителя, дают письменные ответы на вопросы анкеты Ребята, вы молодцы, хорошо сегодня поработали и теперь мы хотели бы узнать ваши отзывы об уроке. У каждого из вас на столе лежит анкета со следующими предложениями:
  • мне понравился урок, потому что:
  • на уроке было интересно, потому что:
  • что я узнал(а) нового на уроке:
  • урок не понравился, потому что:

Я попрошу вас продолжить эти предложения, высказав каждый свое мнение.

Домашнее задание. Приложение 5.