Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Путешествие в деревню буквиков"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели урока:

1. Коррекционно-образовательные:

  • повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи;

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: проектор, экран, заставка поезда, музыка, синий камень и зелёная губка, круги синего цвета, колпаки синего и красного цвета, буквы на шнурках, контур буквы В, картинки животных, домики для букв, картинка собаки Волчка, конверт.

Ход занятия

1. Организационный этап:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню буквиков! А вот на чём мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железный уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт. (Поезд)

Игра “Поезд”. Дети строятся в колонну, кладут руки на плечи друг друга и имитируют движения поезда. Перемещаются по группе и подходят к панно “Деревня буквиков”. (Рисунок 1)

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:

1) Упражнение “Подними кружок” (Развитие фонематического восприятия.)

Л-д – Посмотрите ребята, кто это нас встречает? (собака) (Рисунок 2)

Л-д – Собаку зовут Волчёк. А каких ещё домашних животных вы знаете? (свинья, кошка, коза, лошадь, корова) (Рисунок 3)

Л-д – Скажите, с какого звука начинается кличка собаки Волчёк? (со звука [в])

Л-д – Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (это согласный звук, его нельзя петь)

Л-д – Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Что нам мешает? (нам мешают зубки и губки)

Л-д – Каким цветом мы будем обозначать звук [в]? (синим)

Л-д – Произнесите этот звук ещё раз и дайте ему характеристику. (это согласный звонкий твердый звук синего цвета)

Л-д – Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [в] от других звуков. (Раздает детям синие кружочки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать кружок, если услышите звук [в]:

в, у, в, и, с, в, а, о, в

валенки, книга, ворона, стол, окно, варежка, снежинка

Л-д – Отлично. Вы были очень внимательными.

4) ИграЖивые звуки” (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)

Л-д – Давайте поиграем в игру “Живые звуки”. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Если я сначала произнесу звук [в], потом звук – [а]. Что получится? (ВА)

Л-д – Верно.

К доске выходят 2 детей и изображают звук В и А, л-д одевает им колпаки.

Л-д – Как вам надо встать, чтобы получился слог ВА?

Л-д – Правильно. Назовите первый звук в слоге ВА? (В)

Л-д – В каком домике живёт звук [в], в каком звук [а] и почему? (звука [в] живёт в синем домике, потому что он согласный, звука [а] – в красном, гласный)

Л-д – Молодцы!

Аналогично проводится работа по синтезу слогов: ву, во, ви.

5) Упражнение “Камень-губка” (Развитие фонематических представлений – дифференциация звуков[в] и [в'].)

Л-д – Ребята, мы знаем, что все звуки живут в буквах. У звука [в] тоже есть свой домик, давайте на него посмотрим, постараемся запомним как он выглядит.

Л-д открывает конверт.

Л-д – Конверт-то пустой, ребята, наша буква пропала. Наверное, это злой разбойник Буквоед украл нашу букву.

Появляется Буквоед.

Б-д – Что? Потеряли свою букву? (да)

Б-д – Просто так я вам её не отдам. У меня в кармане есть два предмета.

Буквоед достаёт из кармана камень и губку.

Б-д – Скажите, что это? (камень и губка)

Б-д – Я вот ни как не могу понять, почему камень синий, а губка зелёная? (потому, что звук [в] бывает твёрдым и мягким)

Б-д – Если я покажу вам камень вы будете произносить твёрдый звук [в], а если губку – мягкий звук [в'].

Дети выполняют задание.

6) Игра “Магазин” (Рисунок 4) (Совершенствование навыков слогового анализа.)

Б-д – Ха-ха-ха! Неужели вы думаете, что я так просто отдам вам букву. Сначала выполните ещё одно моё задание. Видите магазин “Сюрприз”? (да)

Б-д – Никто никогда не знает, что за товар там бывает. Сегодня в магазине продаются домашние животные. Но так просто их приобрести нельзя, только за волшебные монеты. Животное сможет купить лишь тот, кто разделит его название на слоги, и даст мне правильную монетку.

Б-д раздаёт монеты, дети выполняют задание.(Рисунок 5)

Л-д – Ну что Буквоед, теперь ты отдашь нам букву?

Б-д – Ну вот ещё. Придумайте с этими словами предложения, тогда может быть, и отдам вам букву.

Л-д – Что ж ребята, придется выполнить нам требования этого разбойника.

Дети придумывают предложения.

6) Упражнение “Сплав по реке букв” (Совершенствование навыка чтения.) (Рисунок 6)

Б-д – Да ребята, вы хорошо выполнили моё задание. Так и быть, дам вам отпечаток буквы.

Б-д достаёт контурное изображение буквы В.

Б-д – А чтобы получить саму букву вам надо добраться до Зеркальной пристани. Для этого надо по реке, на лодочке спуститься и прочитать слоги, которые у вас получаться.

Л-д передвигает лодочку, дети выполняют задание.

Б-д – Молодцы ребята, придётся отдать вам букву.

Б-д достаёт из кармашка Зеркальной станции букву и отдаёт её детям. (Рисунок 7)

3. Динамическая пауза: Упражнение “Зеркало” (Развитие общей моторики и зрительного внимания.)

Б-д – Раз уж мы оказались на зеркальной станции давайте представим, что вы превратились в зеркала. Я буду показывать движения, а вы должны их повторять как будто вы моё зеркало.

Б-д показывает движения, дети повторяют.

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале:

7) Упражнение “Новосёл” (развитие мелкой моторики, навыков печатанья).

Л-д – Ребята из вас получились отличные зеркала. Наконец-то мы угодили Буквоеду и он отдал нам букву В, теперь мы можем с ним попрощаться. Скажите Б-у до свидания.

Дети прощаются с Б-ом.

Л-д – Скажите ребята, в какой домик мы заселим букву В и почему? (синий)

Л-д – У вас на столе лежат домики для букв. Возьмите пожалуйста цветные карандаши и раскрасьте отмеченный домик. Скажите, каким цветом должна быть шляпка у грибочка? (синим)

Л-д – А каким цветом мы раскрасим шторки у окошка? (одна шторка будет синим цветом, а другая зелёным).

Л-д – Хорошо, возьмите простые карандаши, сейчас мы будем заселять нашего новосёла. Посмотрите, как я печатаю букву В на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от неё – два полукруга, сначала верхний, потом нижний.

Дети выполняют задание.

5. Итог, оценка деятельности детей

Л-д – Скажите ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (да)

Л-д – Давайте вспомним, какие задания Буквоеде вы выполнили? (ответы детей)

Л-д – Какую букву похитил Буквоед? (букву В)

Л-д – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю вас в поезд, и мы отправляемся.

Игра “Поезд”.

Использованная литература:

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: “Гном-Пресс”, 2000. – 64 с.
  2. Колесникова Е.В. От звука к букве. Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гнои и Д, 2001. – 64 с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, – 2001. – 136 с.
  4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 704 с.