Цели урока: формировать умение писать буквы й и Й, писать слова и предложения с этой буквой, развивать фонематический слух, мыслительные операции, воображение и речь учащихся, воспитывать общие учебные умения, внимание, любовь к русскому языку. Закрепить умение делить слова на слоги, когда согласная буква й стоит в слабой позиции(после гласной буквы).
Оборудование: сигнальные карточки (красные, синие, зеленые), образец буквы й краткое, рисунок радуги, [й].
Ход урока
1. Орг. момент. Все улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.
- Какой у нас урок? Вспомним, как надо сидеть на уроке письма?
- Разомнем пальчики. (Выполняют разминку пальчиков.)
- Как правильно держать ручку? Возьмите ручку и покажите друг другу.
2. Оформление целей урока.-Предскажите тему урока.
- У.Письмо буквы й строчной и Й заглавной. Письмо слов и предложений с буквой й, Й.
- Сформулируем задачи урока.
Задачи урока.1. Изучить элементы буквы й, Й ,сравнить ее с другими буквами . 2. Научиться писать слова и предложения с буквой й краткое. 3. Закрепить умение делить слова на слоги.
3.
1) Анализ элементов буквы й краткое.
-Из каких элементов состоит буква й, Й ,в каких буквах встречаются ? 1). Й- состоит из двух палочек с закруглением внизу, встречаются в буквах ш строчной и заглавной, г,п,т , и, л, м, н,я, а, ы).
2).Показ учителем на доске письма строчной буквы: ставлю мел на верхнюю рабочую строку, пишу палочку с закруглением внизу на счет -раз, закругляю на счет -и, довожу закругление до верхней рабочей строки-2, закругляю на нижней рабочей строке-и. Письмо заглавной буквы Й под счет.
4. Работа в прописях.
1). Письмо 1 и 2 строки.
Характеристика звука [й.] (Согласный, не образует слог, звонкий, всегда мягкий). Оденьте звук [й] в красные башмачки.
-В каждой строке подчеркните одну самую красивую букву в строке.
2).Игра "Услышь меня". Давайте поиграем. Если изучаемый звук есть в слове, хлопните в ладоши. Если нет - топните. Красный, синий, желтый, зеленый,оранжевый, фиолетовый. -- - -Молодцы! Какую особенность заметили в словах?(Цвета радуги) -Поставьте вопрос ы к словам. (какой?) Выберем, на какой слог оканчивается слово красный (-ый), голубой (-ой_) Какая? голубая (-ая), небо какое? Голубое(- ое).Какие? голубые (- ые.) Слова ,которые отвечают на вопросыКакой? Какая? Какое? Какие? имеют окончания вопроса: -ой, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие.
3) Запись 3 строчки.-Что общего и различного в словах 3 и 4 строчки?(слоги прямые и обратные).
4) Прочитайте 3 строку хором. -Какое соединение буквы й с гласными буквами? (верхнее)
5) Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи и чем различны слова 5 строчки? Определяем по букве й. (-буква й краткая пишется после гласной буквы-этим похожи. Различие-слово айва начинается с гласной буквы)
6) Разделите на слоги эти слова. Делим хором: мой-ка, лай-ка, йод, ай-ва.
7) Работа в паре. Сделайте вывод: Где пишется буква й в слоге а) в конце слова б)в середине после гласной 3)никогда не отрывается от гласной буквы. Запись слов собъяснением значения слов.
-У. Буква й пишется после гласной буквы , при переносе слова буква й не отрываеся от гласной буквы.
- Вот мы открыли новые знания!
8) Списать слова . На следующей строке разделить слова на слоги и записать: мой-ка, лай-ка, йод, ай-ва -1 ученик пишет на доске. Подчеркнуть гласную вместе с буквой й.
5. Работа с текстом. Словарная работа. Наборное полотно. Игра "День и ночь". День: На наборном полотне слово петух. Читаем слово, ставим ударение и выделяем безударную гласную.
Ночь: (закрыли глаза) Что изменилось в слове? День. На наборном полотне слово петушок.(суффикс -ок) Определите корень, назовите орфограмму в слове.
-Найдите безударные гласные в слове -перо-(перья), НАЗОВИТЕ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО. Назовите орфограмму.
Зеленые-(зелень) орфограмма- безударная гласная в корне - е. Безударную гласную подчеркнем одной чертой, проверочную гласную двумя чертами.
6. Физминутка. Подтянитесь на носочках столько раз, сколько пальчиков у нас.
1, 2, 3, 4, 5-топаем ногами.
1, 2, 3, 4, 5-хлопаем руками.
1, 2, 3, 4, 5-наклониться-3, 4.
И на месте поскакать: 1, 2, 3, 4, 5!
7. Работа в паре. Прочитать текст в паре. Разбор по вопросам. У кого жил петушок? Что на голове? Какой хвост у петушка? Какие перышки? Что описывает рассказ? (внешний вид петушка) Придумайте заголовок? (Петушок.) С какой буквой пишется первое слово в предложении? Какой знак ставится в конце предложения?
8. Списывание текста. Взаимопроверка.
9. Итог урока.
1) Какое открытие мы сделали на уроке? - (Узнали из каких элементов состоит й, буква - й в слоге не отделяется от гласной буквы,буква й-присутствует как в прямых так и в обратных слогах, при переносе слов с одной строки на другую буква й не отделяется от гласной буквы.
- У вас на партах лежат квадраты 3-х цветов. На счет 1, 2, 3-покажите квадрат нужного цвета для обозначения звука[й].
- Выполнили ли мы задачи урока? (Мы выполнили намеченные задачи урока).
10. Рефлексия собственной деятельности. Ребята, если вы считаете, что отлично трудились на уроке, то возьмите в руки фигуру красного цвета, если трудились хорошо, то фигуру синего цвета, если удовлетворительно, то возьмите фигуру зеленого цвета.