Есть только два способа прожить жизнь.
Первый — будто чудес не существует.
Второй — будто кругом одни чудеса.
Альберт Эйнштейн
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
Посмотрите: у вас на партах лежат разные предметы: маковое зернышко, рисинка, иголочка... Как вы думаете, можно ли уместить в игольном ушке караван верблюдов? А на рисинке написать две страницы печатного текста? А на маковом зернышке разместить знакомых всем сказочных героев: Винни-Пуха, Пятачка и даже ослика Иа? Думаете, это невозможно? Сегодня я предлагаю вам отправиться в загадочную страну, где живут настоящие волшебники, которым это по силам!
Звучит песня “Где водятся волшебники?” (Один куплет). Слайд 2.
Недавно мы с вами прочитали сказ Н.С.Лескова “Левша”. Мы много говорили о таланте русских людей, подковавших блоху. Причем, тульские мастера подковали блоху, как вы помните, без использования микроскопа! Верите ли вы, что это возможно? Не знаю, как тогда, а вот сегодня это точно возможно. Это искусство называется микроминиатюрой. Правда, людей, занимающихся таким нелегким делом, единицы во всем мире.
Что же такое микроминиатюра?
Микроминиатюра — редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких, удивительных творений. Слайд 3.
Хотите ли вы узнать об этом искусстве побольше? Тогда давайте для начала отправимся в Санкт-Петербург в музей микроминиатюры “Русский Левша”. Слайд 4.
Итак, мы в Санкт-Петербурге. Входим в зал музея. Правда, необычный музей? Вы что-нибудь видите? Вот и генерал Платов в сказе Н.С.Лескова ничего не увидел. Помните, он говорил императору: “Нимфозория, - говорит, - ваше величество, все в том же пространстве, и я ее назад привез, а тульские мастера ничего удивительнее сделать не могли”. Слайд 5.
Почему же мы ничего не видим? Коллекция музея уникальна тем, что все экспонаты меньше миллиметра. Рассмотреть микрообъекты можно исключительно с помощью увеличительных устройств - микроскопов, вмонтированных в выставочные формы. Слайд 6.
Давайте познакомимся поближе с теми, кто может создавать такие удивительные вещи. (Рассказ о мастерах микроминиатюры ведут подготовленные группы учащихся. При описании работ использованы материалы с авторских сайтов. Адреса указаны в списке литературы).
Страница 1. Владимир Анискин
Краткая биографическая справка. Слайды 7-8.
Анискин Владимир Михайлович родился в 1973 году в Новосибирске. Окончил с отличием Новосибирский государственный технический университет. Начал заниматься искусством микроминиатюры в 1998 году. С 1999 года работает в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Кандидат физико–математических наук.
Владимир Анискин говорил: “Инструмент во время работы держу пальцами. Биение сердца мешает работе, поэтому особо тонкую работу приходится делать между ударами сердца”. Именно поэтому искусство микроминиатюры можно назвать искусством между ударами сердца.
Работы.
В коллекции Владимира Анискина такие классические работы жанра как подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, надписи на рисовом зернышке и человеческом волосе. Все работы выполнены вручную с использованием микроскопа и самодельных станочков, которые умещаются на ладони.
Давайте посмотрим на эти работы. А поможет узнать о них побольше сам автор.
Подкованная блоха Кузьмовна. Слайд 9.
Настоящая блоха подкована на две прыгательные лапки. Подковы выполнены из красителя, гвоздики из стали. Ширина подковок 50 мкм (0,05 мм)
А знаете, почему она Кузьмовна? Потому что “спонсором” этой блохи выступил кот Кузя!
Верблюды в игольном ушке. Слайд 10.
Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал — платина
Караван верблюдов. Слайд 11.
Восемь уставших верблюдов уныло бредут в
пустыне на фоне заходящего солнца.
Верблюды размещены внутри полого конского
волоса. Диаметр волоса 120 мкм (0,12 мм), высота
верблюдов 70-80 мкм (0,07-0,08 мм). Материал — платина.
Автору часто задают вопрос о том, как он поместил в волос верблюдов. Разместить 8 объектов внутри просверленного волоса, чтобы при этом все объекты находились в одной плоскости — очень и очень сложная задача. Волос был просверлен вдоль, затем отполирован снаружи и изнутри. После полировки волос напоминает маленькую стеклянную трубочку. Затем внутрь были помещены верблюды.
Рисовое зернышко. Слайд 12.
На срезе написан фрагмент из “Сказа о тульском Левше и о стальной блохе” Н. С. Лескова. На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки.
Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован. Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.
Аэродром. Слайд 14.
На срезе макового зернышка располагаются 20 самолетиков и вертолет. Самолеты не плоские — это не контур самолетов, вырезанный из фольги, а самолеты трехмерные.
Роза в волосе. Слайд 15.
Ширина бутончика розы 65 мкм (0, 065 мм). Стебельки и листочки выполнены из кусочков зеленой пыли.
“Фигура должна нести добро”, - говорит Владимир Анискин и создает коллекцию, посвященную детским мультфильмам.
Буратино и Черепаха Тортилла. Слайд 13.
На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из “воды”.
Композиция располагается на срезе виноградной косточки. К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратино. Черепаха протягивает именно золотой ключик. Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной, чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.
Винни-Пух, Пятачок и ослик Иа. Слайд 16.
Винни-Пух, Пятачок и ослик Иа располагаются на срезе макового зернышка. Выполнить эту работу было достаточно трудно: фигурки малюсенькие, шейка у Пятачка тонюсенькая, божья коровка крошечная. Идея создания цветочка и божьей коровки на нем родилась лишь после изготовления всех трех персонажей.
Дело в том, что когда сказочные персонажи были сделаны и предварительно размещены на срезе макового зернышка, то оказалось что еще почти половина зернышка пуста и свободна. Вот тогда и родилась мысль про цветочек и жучка на нем.
Крош. Слайд 17.
Герой мультфильма “Смешарики” располагается на торце волоса. Диаметр волоса 100 мкм (0,1 мм)
Гена и Чебурашка. Слайд 18.
Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки — 0,6 мм, Гены — 1,4 мм.
Выполнить эту работу было чрезвычайно трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины.
Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.
Ландыши. Слайд 19.
Два ландыша, один из которых находится в стаканчике, располагаются на срезе макового зернышка.
Стаканчик был выточен на маленьком токарном станочке из зеленого оргстекла. Но стенка стаканчика получилась прозрачной из-за своей толщины. Зернышко закреплено на среднем колокольчике большого ландыша, изготовленного из стекла и располагающегося на белом камне.
Стебельки ландышей выполнены из обыкновенных пылинок. Прочно соединить пылинки было достаточно трудно.
Композиция посвящена русским женщинам.
Страница 2. Анатолий Коненко
Краткая биографическая справка. Слайды 20 – 21.
Родился 23 февраля 1954 года в г. Орске Оренбургской области.
1981 г. – окончил педагогический Институт им. М. Горького (Художественно-графический факультет). Преподавал в строительном техникуме рисунок, живопись, прикладное искусство, макетирование. Начал заниматься микроминиатюрой.
1994 г. - издал первую миниатюрную книгу.
1996 г. - издал самую маленькую книгу в мире.
2002 г. - занесён в Книгу рекордов Гиннеса за издание книги 0,9 х 0,9 мм.
2007 г. – 15 июня открыта постоянная экспозиция работ Анатолия Коненко в Омском Областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Анатолий Коненко с 1981 г. первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. За короткий период изобрёл и освоил технологии письма на рисовых, маковых зёрнышках, затем и человеческом волосе. Многие годы потратил на поиски технологий и изобретение микроинструментов.
Работы.
У Анатолия Коненко тоже есть работы классические: уже знакомая вам подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке. Но, конечно же, в его коллекции есть и работы уникальные. Многие свои работы автор подаёт в масштабном сравнении с насекомыми, зёрнышками или волосинками, что позволяет выигрышно проявить уникальность выполненной работы. Скрипка в лапках кузнечика создаёт известный поэтический образ, подковки на лапках блохи позволяют воображению оживить сцену лесковского Левши.
Блоха. Слайд 22.
Настоящая блоха подкована золотыми подковами размером 0,25 х 0,2 мм. (Площадь подковы 0,05 мм, что в 6000000 раз меньше подковы лошади). Три отверстия просверлены сверлом диаметром 0,03 мм. Разработка технологии и изготовление этой миниатюры продолжалось в течение 7,5 лет.
Караван верблюдов в ушке иголки. Слайд 23.
Фигурки верблюдов и погонщиков из золота. Высота 0,25 мм
Эйфелева башня на хоботке комарика. Слайд 24.
Металл. Высота 3,2 мм. (Находится в музее миниатюр мира в г. Монтелимар, Франция).
Кузнечик со скрипкой. Слайд 25.
Скрипка имеет длину 12 мм. Выполнена из скорлупы грецкого ореха, струны из стекловолокна. Скрипка имеет все детали настоящего инструмента. Внутри помещена бирочка с фамилией автора, датой изготовления, названием страны и города. Кузнечик настоящий.
Замок и ключ на ножке муравья. Слайд 26.
Из тончайшей пластины золота изготовлены детали замка и ключа.
Длина ключа - 0,24 мм, диаметр кольца - 0,1 мм. Замок высотой 0,24 мм, дужка толщиной - 0,012 мм. Высота замочного отверстия - 0,04 мм, ширина - 0,018 мм.
Муравей комнатный, рыжий. Его длина – 2 мм.
Паровозик на человеческом волосе. Слайд 27.
Паровозик высотой 0,24 мм из золота помещен на волос.
Толщина золотой пластинки, из которой выполнены детали паровозика 0,0032 мм.
Туфельки. Слайд 28.
Миниатюрные кожаные туфельки длиной 17 мм. Масштаб 1: 12 (по мировому стандарту).
Портрет А.С.Пушкина. Слайд 29.
Портрет А.С.Пушкина выполнен из отдельных кусочков человеческого волоса разных оттенков. Толщина волоса 0,08 мм. Мозаика наклеена на природную пластину слюды. Свеча из стеарина с фитилем. Подсвечник выточен из дерева.
“Три богатыря”. Слайд 30.
Микроминиатюра с картины В.Васнецова. 10 х 7 мм, акварель, кость мамонта.
Микрокниги. Слайды 31 – 34.
Одним из направлений, где А.Коненко проявил себя наиболее широко - является миниатюрная книга. С 1994 г. А.Коненко издал около двухсот миникниг (тиражом не более 30 - 99 экз. каждая). Из них 35 мини- и 14 микрокниг А.С.Пушкина, за что в 1997 г . был принят Почётным членом Всемирного Пушкинского Клуба в Нью-Йорке.
При издании мини- и микрокниг А. Коненко является художником, дизайнером, гравёром, переплётчиком. Все книги переплетены и оформлены вручную. Таким образом, каждая книга является произведением прикладного искусства.
Самая маленькая книга в мире. Слайды 35 – 36.
В 1997 г. используя свои умения в области микроискусства, А. Коненко удалось издать тиражную СУПЕРмикрокнигу размером менее 1 мм, причём, по всем параметрам (размер, количество страниц, строк и букв на странице, сшивной переплёт, даже цветные иллюстрации) она превзошла шотландскую (1 x 1,5 мм) изданную в 1986 г. Об этом официально было объявлено на XV Всемирном Контрессе в г. Вефлееме (США), где А. Коненко представил свою СУПЕРмикрокнигу А.Чехова “Хамелеон” Размером 0,9 x 0,9 мм. В 2002 г. она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этот Рекорд поставил Россию на первое место в мире в области издательского мастерства микрокниг. Один экземпляр книги находится в библиотеке Президента России.
Валенки. Слайды 37 – 39.
Чтобы понять, насколько же сложно изготовить микроваленки по технологиям мокрого валяния, Анатолий и Станислав Коненко изучили в теории и на практике эти процессы. В результате им удалось свалять из шерсти валеночки размером сначала в 5 мм, затем в 4 мм, и в конце своих опытов в 3 мм по длине стопы. Все процессы для большей точности выполнялись под микроскопом. Для процесса валяния были выполнены специальные инструменты и приспособления.
Затем были изготовлены валенки размером в 1,5 мм.
Аквариум. Слайд 40.
12 февраля 2011 г. Анатолием и Станиславом Коненко был изготовлен самый маленький аквариум с рыбками в мире. Дно аквариума уложено разноцветными камешками и водорослями. C помощью небольшого сачка в миниаквариум были запущены мальки аквариумных рыбок данио рерио.
22 сентября 2011 г. миниаквариум был внесен в список рекордов World Records Academy как самый маленький в мире.
Олимпийский факел. Слайды 41 - 45.
На идею автора натолкнула обычная спичка. Мастер взялся за расчёты и пришёл к выводу, что если сделать модель олимпийского факела в международно принятом масштабе 1 к 24, то по размеру она будет точно, как спичка.
Но оригинальная задумка состояла не только в том, чтобы выточить макет, но и в том, чтобы он был действующим, т. е. мог гореть. Без микроскопа омский Левша обойтись конечно же не смог. Но в итоге всё получилось. Микрофакел заправляется либо спиртом, либо керосином.
"Мне было бы интересно поджечь этот факел от Олимпийского огня, это было бы интересно", - говорит мастер.
Страница 3. Николай Алдунин
Краткая биографическая справка. Слайды 46 -47.
Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. (Ворошиловград – ныне Город Луганск). Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия. Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Несколько лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Считает, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.
Работы.
Среди работ Николая Алдунина тоже есть классические (подкованная блоха, караван верблюдов). Но он создавал также и микрообразцы оружия и военной техники.
Подкованная блоха. Слайды 48.
Подкованная блоха и подковки. Блестящие точки – отблески гвоздиков. Материал – золото 999,9 пробы. Мастер подсчитал, что на одной спичечной головке можно уместить 2 500 блошиных подковок!
Караван верблюдов. Слайд 49.
Караван верблюдов в игольном ушке. Высота верблюдов - 0,20-0,28 мм. Материал - золото 999,9 пробы.
Танк Т 34/85. Слайды 50 - 51.
Танк Т 34/85. Расположен на продольном срезе яблочного зерна. Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы.
Автомат АКМ – 47. Слайд 52.
Автомат АКМ - 47. Длина - 1,625 мм. Состоит из 34 деталей. Материал - золото 585 и 999,9 проб. Время изготовления - 6 месяцев. Расположен поперек спички
Тульский самовар. Слайды 53 - 54.
Тульский самовар. Высота - 1,2 мм. Рядом песчинка сахара. Материал - золото 999,9 пробы. Изготовлен из 12 деталей.
Велосипед. Слайды 55 - 56.
Велосипед. Длина - 2 мм. Расположен на швейной игле.
Останкинская телебашня. Слайд 57.
Останкинская телебашня. Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы. Расположена на яблочном зерне.
Портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Л.Н.Толстого. Слайды 58-59.
Расположены на рисовых зернах.
Заключительное слово учителя.
Знакомясь в Интернете с материалами по этой теме, я видела множество восторженных отзывов. Но были среди них и отзывы даже не равнодушные, а негативные. Сводились они, как правило, к словам: “Неужели человеку больше делать нечего?” Да, наверное, есть более важные в бытовом плане вещи: можно растить хлеб, строить самолеты, лечить людей... Но правильно говорится, что не хлебом единым сыт человек, и лечат не только врачи. Искусство, и в том числе удивительное искусство микроминиатюры, тоже способно врачевать. Прежде всего, наши души. Поэтому закончить наше занятие я хотела бы стихотворением современной поэтессы Наталии Мавроди “Пока есть чудаки”.
Смотри приложение 1.
Мир будет жить, пока есть чудаки! Искусство микроминиатюры говорит нам о поистине беспредельных возможностях человека. Слайд 60.
В заключение я предлагаю вам посмотреть еще несколько работ украинского мастера Николая Сядристого. Уверена, что и его работы не оставят вас равнодушными.
Звучит песня “Где водятся волшебники”. Слайды 61 - 79.
Литература
- http://hobby-terra.ru/mikrominiatyura-redkiy-vid-yuvelirnogo-iskusstva/
- http://konenko-blog.livejournal.com/7728.html
- http://microart.kiev.ua/ua/tools.html
- http://nik-aldunin.narod.ru/
- http://www.aniskin.ru/
- http://www.copah.info/articles/person/malenkie-eksponaty-bolshogo-khudozhnika
- http://www.konenko.net/micro.htm
- http://www.museum.ru/M3113
- http://www.olimp.1tv.ru/news/other/246991
- http://www.zlata-galerie.ru/newsd.aspx?news_id=4760